Айн аль-Кузат Хамадани
Айн аль-Куза́т Хамадани́ (Айн аль-Кудат аль-Хамадани, перс. عینالقضات همدانی; Абу-ль-Маали Абдалла бин Аби Бакр Мохаммад Мийанджи, перс. ابوالمعالی عبدالله بن ابیبکر محمد میانجی) (1096, по другим сведениям, 1098, Хамадан – 1131, там же), выдающийся иранский суфий, яркий представитель экстатического суфизма, создатель объёмных трактатов, посвящённых анализу экстатической проблематики. О жизни и смерти мистика известно крайне мало. Объяснения прозвища Айн аль-Кузат (арабск. «источник судей», «образец для судей», «суть судей») отсутствуют в источниках. Известно, что отец и дед мистика были судьями. В молодости он сам претендовал на судейскую должность. С юности принимал участие в суфийских радениях. Его наставниками были Мухаммад ибн Хаммуя и Ахмад аль-Газали. Активно преподавал и имел много учеников. В результате дворцовых интриг в окружении сельджукского правителя Махмуда, племянника султана Санджара, был брошен в багдадскую тюрьму. После нескольких месяцев заключения в Багдаде был отправлен обратно в Хамадан. Там по приказу султана его пытали и казнили перед школой, в которой он преподавал [распяли, завернули в циновку и сожгли заживо. Официальным поводом для казни послужило обвинение в ереси (зандака)].
Большинство ранних работ суфия утрачено, аутентичность ряда дошедших сочинений оспаривается исследователями. Сохранились 2 богословские работы, написанные им в молодые годы, в которых анализировалась такая традиционная проблематика, как единобожие (таухид), пророчество (нубувва) и эсхатология (маад). Друзья обратились к молодому мыслителю с просьбой написать трактат с позиций рационального богословия. Айн аль-Кузат изучил труды Мухаммада аль-Газали. В результате он осознал, что знание слишком велико, а жизнь слишком коротка, чтобы тратить её по пустякам. Последовала смена приоритетов, в результате которой Айн аль-Кузат стал следовать исключительно иррациональному мистическому методу познания. Важную роль в этом сыграл его наставник – Ахмад аль-Газали.
К аутентичным работам Айн аль-Кузата исследователи относят: «Пролегомены» («Тамхидат»), «Сливки истин» («Зубдат аль-хакаик»), «Жалоба изгнанника ученым [разных] стран» («Шаква-ль-гариб ан аль-аутан иля улама аль-бульдан») (апология, написанная в багдадской тюрьме против предъявляемых ему обвинений), «Письма» («Мактубат»).
Попытался систематизировать предшествующую теорию экстатического суфизма, взяв за опорную точку доктрину единения с Богом аль-Халладжа. Центральный вопрос его доктрины: каким образом осуществляется переход от «знания достоверности» (ильм аль-йакин) к «достоверности как таковой» (айн аль-йакин). Главными категориями в этом подходе стали «раскрытие» (кашф) и «вкушение» (заук) – пути иррационального познания Бога.
Анализируя доктрину аль-Халладжа, Айн аль-Кузат противопоставил воплощению Бога в человека (хулуль) полное единение с Богом (иттихад) как высшую стадию, которой может достичь мистик. Единство любящего (мистика) и возлюбленного (Бога) нельзя назвать воплощением одного в другом.
Постоянно подчёркивая то, что в любовном экстазе мистик не может контролировать рассудок, тем самым оправдал практику шатхов (экстатических высказываний).
Во время единения с высшей реальностью происходит внетелесная смерть. В результате мистик приобретает способность преодолевать связь с телом. Душа приобретает не только опыт присутствия в видимом мире, но также в «загробном состоянии» и в «состоянии воскрешения». Мистик, переживающий смерть ещё при жизни, обладает способностью странствовать по этим сферам. Главным признаком причастности к сокрытому является способность творить чудеса (карамат).
Как и у прочих экстатических суфиев, важную роль в учении Айн аль-Кузата играет любовь. Она – основа творения, бытия, жизни и смерти. Низшая, или «малая», любовь – любовь человека к Богу. Высшая, или «большая», – любовь Бога к человеку. Существует и «средняя» любовь, о которой можно говорить только тайно и намёками.
Вслед за яркими представителями экстатического суфизма Айн аль-Кузат характеризовал своё вероубеждение как ересь (зандака) – особый вид веры, воспринимающейся с точки зрения внешней стороны религии и её ревнителей, т. е. теми, кто не достиг понимания Божественного единства, стоящего над всеми различиями.
Наиболее известный и оригинальный пункт учения – совпадение противоположностей в божественном Абсолюте. Опираясь на него, мистик развил многоуровневую концепцию веры (иман) и неверия (куфр), базирующуюся на различии видений лика Бога. Айн аль-Кузат приписал исчезновению в Боге (фана) статус неверия, а пребыванию в Боге (бака) – веры, подчёркивая их чередование в рамках мистического опыта. Концепция озарения божественным светом развита в теорию световых эманаций. Проявление божественного света имеет двойственную, дихотомическую природу. Исходя из двух основных атрибутов, красоты (джамаль) и величия (джалаль), Айн аль-Кузат говорит о проявлении этих атрибутов в виде 2 контрастных светов: солнечного света Мухаммеда и лунного света Сатаны (Иблиса). Солнечный свет – тень Бога, лунный – отражение солнечного света. Источниками этой идеи стали учение Ахмада аль-Газали, который тоже говорил о чёрном свете Сатаны, и зороастрийский дуализм, влияние которого сам Айн аль-Кузат не отрицает.
Мир вещей – отражение дуалистичной «игры теней». Человек включает в себя и свет, и тень. С одной стороны, он является хранилищем божественного света, с другой – созданием из плоти и крови. Так объясняется соотношение в мире зла и добра, имеющих одинаковое божественное происхождение. С другой стороны, многозначность мира порождает разнообразие религий (позже эта идея получит развитие у Джалаладдина Руми). Все религии – «стоянки» на пути к постижению Бога. Но некоторые, по мнению философа, ошибочно считают их конечными пунктами назначения.
Наравне со своим учителем Ахмадом аль-Газали уделял суфийским радениям (сама) первостепенное место в суфийской практике.
Интерес к Айн аль-Кузату возник в Индии, в братстве чиштийа. Главным его комментатором стал индийский суфий Мухаммад ибн Йусуф Гисудараз (ум. 1422), составививший комментарий к основному сочинение Айн аль-Кузата «Тамхидат». Гисудараз ввёл его тексты в круг обязательных для своих учеников. Активно использовал идеи Айн аль-Кузата современник Гисудараза Масуд Бакк. Благодаря Мирану-джи Хусайну Худанама (ум. 1668) «Тамхидат» с комментариями Гисудараза был переведён на дакхини (южный хиндустани). В суфийской традиции на языке дакхини имя и идеи Айн аль-Кузата часто приписывались Ахмаду аль-Газали. Комментарии к работам Айн аль-Кузата пользуются популярностью среди учёных суфиев братства чиштийа и в 20–21 вв.