Аэросани
Аэроса́ни, наземное транспортное средство для передвижения по снегу и льду с помощью воздушного винта. Имеют кузов, установленный на 3 или 4 лыжах; в кормовой части располагается двигатель с воздушным винтом. Управляются носовыми поворотными лыжами. Существуют аэросани-амфибии, способные двигаться как по снегу и льду, так и по воде. Их кузов выполнен в виде лодки со специальными глиссирующими обводами для улучшения проходимости по рыхлому снегу и повышения безопасности при скольжении по тонкому льду, для преодоления полыней, мелководья, заросших несудоходных водоёмов. Управляются аэросани-амфибии посредством вертикального оперения, нижняя часть которого работает в снегу или в воде. Грузоподъёмность аэросаней и аэросаней-амфибий достигает 600 кг, на них устанавливают поршневые авиационные двигатели мощностью 200–250 кВт, обеспечивающие скорость хода до 100 км/ч. Аэросани и аэросани-амфибии применяют для перевозки почты, срочных грузов, пассажиров, для ведения спасательных операций и в других целях в условиях бездорожья на севере Европейской части РФ и в Сибири.
Первые в России аэросани были построены на московской фабрике «Дукс» (1908) и автомобильном заводе Всероссийского земского союза (1915–1916). В 1919–1932 гг. было разработано несколько типов аэросаней (АНТ – конструкции А. Н. Туполева, АРБЕС – А. А. Архангельского и Б. С. Стечкина, НРБ – Н. Р. Бриллинга и А. С. Кузина), которые прошли практическую проверку в испытательных пробегах. Лучшие из них применялись в народном хозяйстве и Советской Армии вплоть до 1940–1950-х гг. Наибольшее распространение получили аэросани АНТ-IV, которые выпускались серийно. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на вооружении Советской Армии находились транспортно-десантные аэросани НКЛ-16 и боевые НКЛ-26, спроектированные под руководством Н. М. Андреева на Московском глиссерном заводе. В 1950–1960-х гг. было начато серийное производство аэросаней «Север-2», КА-30 (КБ Н. И. Камова), аэросаней-амфибий (КБ А. Н. Туполева).
В скандинавских странах, Канаде и на севере США используют т. н. гидрокоптеры и аэролодки, близкие по устройству и назначению к аэросаням-амфибиям; гидрокоптеры применяют в основном для движения по льду, а аэролодки – на мелководных водоёмах.