Abbott Laboratories
Abbott Laboratories, транснациональная корпорация, функционирующая в сфере здравоохранения. Компания занимается разработкой, производством и продажей медицинской продукции (включая проектирование медицинских устройств и диагностического оборудования), лекарственных препаратов, а также детского и лечебного питания. Широкий ассортимент продукции Abbott Laboratories представлен в более чем 160 странах. Штаб-квартира расположена в Абботт-парке (штат Иллинойс, США).
Компания ведёт свою историю с 1888 г., когда практикующий врач У. К. Абботт (1857–1921) запустил производство лекарственных препаратов в форме гранул из алкалоидов в подсобном помещении аптеки People’s Drug Store в Чикаго (США). За 1-й год работы его выручка (объём продаж) составила 2 тыс. долл. США. Спустя 6 лет Абботт учредил фирму под названием Abbott Alkaloidal. Основными видами деятельности новой компании стали производство медицинских препаратов и ежемесячное издание научного медицинского журнала The Alkaloidal Clinic. В 1907 г. открыто первое представительство компании за пределами США – в Лондоне (Великобритания). В 1916–1922 гг. Abbott Alkaloidal запустила производство первого синтетического антисептика под названием Chlorazene и анестетика Butyn (ныне не применяются). В 1929 г. (год краха фондового рынка, с которого началась Великая депрессия) Abbott провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Большую популярность компании принесло производство антибиотика эритромицина в 1952 г. В 1960-е гг. Abbott провела реорганизацию, которая описана в книге-бестселлере Дж. Коллинза 2001 г. «От хорошего к великому: почему некоторые компании совершают прорыв, а другие нет». В 1964 г. Abbott приобрела известного производителя детской смеси Similac – M&R Dietetics, что позволило компании занять лидирующие позиции на рынке детского и лечебного питания. С выводом на рынок прибора для биохимического анализа крови в 1972 г. началась деятельность компании в сфере диагностики. В том же году Abbott разработала инновационный метод выявления гепатита B, а в 1985 г. – первый тест для выявления ВИЧ в крови.
В 125-ю годовщину своего создания Abbott завершила процесс выделения инновационного фармацевтического бизнес-подразделения в независимую компанию под названием AbbVie. В 2017 г. Abbott приобрела производителя медицинского оборудования для сердечно-сосудистой хирургии и неврологической клиники St. Jude Medical за 25 млрд долл. США, что стало её самой крупной сделкой за всю историю существования. В результате поглощения Abbott укрепила свои позиции в сфере производства современных высокотехнологичных медицинских устройств. В том же году компания приобрела производителя экспресс-тестов Alere, расширив свой ассортимент диагностического оборудования.
Abbott присутствует на российском рынке более 40 лет (по состоянию на 2022). В 2014 г. она приобрела российскую фармацевтическую компанию «Верофарм». По состоянию на 2022 г. около 3 тыс. сотрудников работают в офисе Abbott в Москве, в филиале в Санкт-Петербурге, на предприятиях «Верофарм» в посёлке Вольгинский (Владимирская область), Белгороде и Воронеже.
В 2021 г. компания заняла 41-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по рыночной капитализации – 220,3 млрд долл. США. В 2022 г. Abbott Laboratories спустилась на 47-ю строчку рейтинга Forbes Global 2000 по аналогичному показателю – 211,0 млрд долл. США.
По состоянию на март 2022 г. в свободном обращении находится 1,74 млрд акций Abbott Laboratories, всего в обращении – 1,75 млрд акций, 75,36 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них (по состоянию на 30 марта 2022): Vanguard Group (8,64 %) и BlackRock (7,59 %).
В 2021 г. выручка Abbott составила 43,1 млрд долл. США, чистая прибыль – 7,1 млрд долл. США, совокупные активы – 75,2 млрд долл. США. Продажи диагностической продукции обеспечивают 36,3 % совокупной выручки компании, медицинского оборудования – 33,4 %, пищевых продуктов – 19,3 %, фармацевтических продуктов – 11,0 %.