#Социалистический реализм в живописи СССР
Социалистический реализм в живописи СССР
Тег

Социалистический реализм в живописи СССР

Социалистический реализм в живописи СССР
Найденo 7 статей
Александр Дейнека. 1964
ЖивописцыЖивописцы
Дейнека Александр Александрович
Дейне́ка Алекса́ндр Алекса́ндрович (1899–1969), российский живописец, график, художник-монументалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), народный художник СССР (1963); действительный член (1947) и вице-президент (1962–1966) Академии художеств СССР; член-корреспондент Академии искусств ГДР (1964). Герой Социалистического Труда (1969). Один из ведущих мастеров изобразительного искусства 1920-х – 1930-х гг. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ; 1925–1928). Среди ключевых произведений: «На стройке новых цехов» (1926, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ), «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва), «Мать» (1932), «Вратарь» (1934; оба – ГТГ), «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Санкт-Петербург). Также работал как скульптор, книжный иллюстратор. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1962), Ленинской премией (1964). Ранние работы Дейнеки оказали во 2-й половине 20 в. влияние на формирование сурового стиля.
Живописцы
Иогансон Борис Владимирович
Иогансо́н Бори́с Влади́мирович (1893–1973), российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (с 1947; в 1958–1962 президент). Герой Социалистического Труда (1968). Один из ведущих представителей искусства социалистического реализма; главные работы связаны с историко-революционной тематикой, историей классовой борьбы в России, Гражданской и Великой Отечественной войнами: «Советский суд» (1928), «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937, все – Третьяковская галерея).
Борис Иогансон. Допрос коммунистов. 1933
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 2-я половина 20 в.
Иску́сство Росси́и 2-й полови́ны 20 в., период в истории искусства России. Кампания «борьбы с украшательством», развернувшаяся с конца 1955 г., положила начало модернизации архитектуры; умеренный рационализм сменялся бруталистскими структурами, а затем элементами неоклассики и постмодернизма. Развивалось монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, гобелены), книжный дизайн (Т. А. Маврина, В. Д. Пивоваров), сценография. В живописи периода «оттепели» поиски новой искренности отразились в «деревенской живописи» (А. А. Пластов и др.) и суровом стиле рубежа 1950–1960-х гг. В 1970-х гг. суровый стиль в значительной мере переродился в т. н. карнавализм (скульптура З. К. Церетели, живопись Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестеровой и др.). Параллельно существовало неофициальное искусство («другое искусство»), противопоставлявшее свои формотворческие эксперименты однообразию и закостенелости одобренной государством культурной продукции. С эпохи перестройки, при ослаблении контроля и поддержки сверху, художественный рынок стал главным регулятором творческой деятельности.
Гелий Коржев. Художник. 1961
Живописцы
Беляев Василий Павлович
Беля́ев Васи́лий Па́влович [26.2(11.3).1901 – не ранее 23.9.1943], российский живописец, поэт, журналист, один из пионеров советской репортажной графики. В 1914–1920 гг. учился в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1918 Первые свободные художественные мастерские), в 1920–1921 гг. – во Вхутемасе, где освоил приёмы новейших течений в искусстве, а также на литературно-художественном отделении (с 1923 отделение археологии и искусствознания) факультета общественных наук Московского государственного университета (1921–1924). В 1920–1930-х гг. активно путешествовал по СССР (Крым, Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север). В ходе поездок создавал акварели, рисунки и литературные репортажи (опубликованы более чем в 50 журналах и газетах). В 1927–1940 гг. в Москве прошли 8 персональных выставок художника, вышел ряд книг с его иллюстрациями. Призванный в 1941 г. на фронт Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Беляев продолжал создавать графические произведения, писать заметки и стихи. Попал в плен 10 августа 1942 г. в ходе Сталинградской битвы 1942–1943 гг., содержался в концентрационном лагере в Кельце, 23 сентября 1943 г. переведён в Вустрау (земля Бранденбург, Германия).
Василий Беляев. Женщины Советского Севера. Бугрино. 1929
Живописцы
Рожкова Евгения Емельяновна
Рожко́ва Евге́ния Емелья́новна (1901–1988), российская художница, автор книг и учебных пособий по методике преподавания рисунка в школе. Принадлежала к поколению молодых художников 1920-х – 1930-х гг., которые работали вне сферы официального советского искусства и заняли позицию между социалистическим реализмом и традициями русского авангарда, усвоенными ими на этапе ученичества. Училась в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1920; с 1918 – Первые государственные свободные художественные мастерские), в том числе у А. В. Грищенко (1918–1919), во Вхутемасе (1920–1925) у И. В. Клюна, А. Д. Древина, Н. А. Удальцовой и Р. Р. Фалька, на Высших педагогических курсах при Вхутеине (1929–1930). В 1928–1929 гг. член общества художников «Рост» и Объединения художников-общественников (ОХО). В выставках 1930-х гг. не участвовала, т. к. не была принята в Московский областной союз советских художников (МОССХ). С начала 1920-х гг. преподавала изобразительное искусство в детских образовательных учреждениях Москвы, в 1932–1970 гг. работала старшим методистом в Центральном Доме художественного воспитания детей в Москве. Кандидат педагогических наук (1950).
Искусство
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 1917 – середина 20 в.
Иску́сство Росси́и с 1917 г. до середи́ны 20 в., период в истории искусства России. После Октябрьской революции 1917 г. первым крупным шагом со стороны новой власти явился план монументальной пропаганды, призванный закрепить её триумф с помощью мемориальных знаков и разных форм агитационного искусства (в том числе плаката). Для искусства периода новой экономической политики характерно «свободное соревнование различных группировок и течений», лавирующих между традиционными формами творчества, достижениями авангарда предшествующего десятилетия и производственным искусством; получил практическое применение архитектурный авангард. В 1932 г. все художественные группировки были упразднены в пользу единых всероссийских творческих союзов, а с 1934 г. творческим кредо в изобразительном искусстве назван социалистический реализм. В архитектуре окончательно возобладал дух парадной торжественности, воплощённой в классических ордерных формах и богатом скульптурном и живописном убранстве, который после победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. достиг апогея в стиле «триумф». Многочисленными эмигрантами формировалась культура русского зарубежья, значительно повлиявшая на развитие мирового искусства.
Юрий Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию! 1927
Живописцы
Яковлев Василий Николаевич
Я́ковлев Васи́лий Никола́евич (1893–1953), российский живописец, педагог и реставратор, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Потомственный почётный гражданин (с 1899). Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1938–1939, 1949–1950). Работал в неоакадемической манере, близкой новой вещественности. Создавал работы, посвящённые Рабоче-крестьянской Красной Армии, парадные портреты, пасторальные пейзажи, натюрморты, стилизованные под живопись голландских и фламандских мастеров 17 в. Орден Ленина (1939). Сталинская премия (1-я степень, 1943; 2-я степень, 1949).
Василий Яковлев. Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. 1937