#Социалистический реализм в живописи СССРСоциалистический реализм в живописи СССРИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоциалистический реализм в живописи СССРСоциалистический реализм в живописи СССРНайденo 7 статейЖивописцыЖивописцы Дейнека Александр АлександровичДейне́ка Алекса́ндр Алекса́ндрович (1899–1969), российский живописец, график, художник-монументалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), народный художник СССР (1963); действительный член (1947) и вице-президент (1962–1966) Академии художеств СССР; член-корреспондент Академии искусств ГДР (1964). Герой Социалистического Труда (1969). Один из ведущих мастеров изобразительного искусства 1920-х – 1930-х гг. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ; 1925–1928). Среди ключевых произведений: «На стройке новых цехов» (1926, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ), «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва), «Мать» (1932), «Вратарь» (1934; оба – ГТГ), «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Санкт-Петербург). Также работал как скульптор, книжный иллюстратор. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1962), Ленинской премией (1964). Ранние работы Дейнеки оказали во 2-й половине 20 в. влияние на формирование сурового стиля.Живописцы Иогансон Борис ВладимировичИогансо́н Бори́с Влади́мирович (1893–1973), российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (с 1947; в 1958–1962 президент). Герой Социалистического Труда (1968). Один из ведущих представителей искусства социалистического реализма; главные работы связаны с историко-революционной тематикой, историей классовой борьбы в России, Гражданской и Великой Отечественной войнами: «Советский суд» (1928), «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» (1937, все – Третьяковская галерея).Страны мира. Искусство и архитектура Россия. Искусство и культура. Искусство. 2-я половина 20 в.Иску́сство Росси́и 2-й полови́ны 20 в., период в истории искусства России. Кампания «борьбы с украшательством», развернувшаяся с конца 1955 г., положила начало модернизации архитектуры; умеренный рационализм сменялся бруталистскими структурами, а затем элементами неоклассики и постмодернизма. Развивалось монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, гобелены), книжный дизайн (Т. А. Маврина, В. Д. Пивоваров), сценография. В живописи периода «оттепели» поиски новой искренности отразились в «деревенской живописи» (А. А. Пластов и др.) и суровом стиле рубежа 1950–1960-х гг. В 1970-х гг. суровый стиль в значительной мере переродился в т. н. карнавализм (скульптура З. К. Церетели, живопись Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестеровой и др.). Параллельно существовало неофициальное искусство («другое искусство»), противопоставлявшее свои формотворческие эксперименты однообразию и закостенелости одобренной государством культурной продукции. С эпохи перестройки, при ослаблении контроля и поддержки сверху, художественный рынок стал главным регулятором творческой деятельности.Живописцы Беляев Василий ПавловичБеля́ев Васи́лий Па́влович [26.2(11.3).1901 – не ранее 23.9.1943], российский живописец, поэт, журналист, один из пионеров советской репортажной графики. В 1914–1920 гг. учился в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1918 Первые свободные художественные мастерские), в 1920–1921 гг. – во Вхутемасе, где освоил приёмы новейших течений в искусстве, а также на литературно-художественном отделении (с 1923 отделение археологии и искусствознания) факультета общественных наук Московского государственного университета (1921–1924). В 1920–1930-х гг. активно путешествовал по СССР (Крым, Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север). В ходе поездок создавал акварели, рисунки и литературные репортажи (опубликованы более чем в 50 журналах и газетах). В 1927–1940 гг. в Москве прошли 8 персональных выставок художника, вышел ряд книг с его иллюстрациями. Призванный в 1941 г. на фронт Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Беляев продолжал создавать графические произведения, писать заметки и стихи. Попал в плен 10 августа 1942 г. в ходе Сталинградской битвы 1942–1943 гг., содержался в концентрационном лагере в Кельце, 23 сентября 1943 г. переведён в Вустрау (земля Бранденбург, Германия).Живописцы Рожкова Евгения ЕмельяновнаРожко́ва Евге́ния Емелья́новна (1901–1988), российская художница, автор книг и учебных пособий по методике преподавания рисунка в школе. Принадлежала к поколению молодых художников 1920-х – 1930-х гг., которые работали вне сферы официального советского искусства и заняли позицию между социалистическим реализмом и традициями русского авангарда, усвоенными ими на этапе ученичества. Училась в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1920; с 1918 – Первые государственные свободные художественные мастерские), в том числе у А. В. Грищенко (1918–1919), во Вхутемасе (1920–1925) у И. В. Клюна, А. Д. Древина, Н. А. Удальцовой и Р. Р. Фалька, на Высших педагогических курсах при Вхутеине (1929–1930). В 1928–1929 гг. член общества художников «Рост» и Объединения художников-общественников (ОХО). В выставках 1930-х гг. не участвовала, т. к. не была принята в Московский областной союз советских художников (МОССХ). С начала 1920-х гг. преподавала изобразительное искусство в детских образовательных учреждениях Москвы, в 1932–1970 гг. работала старшим методистом в Центральном Доме художественного воспитания детей в Москве. Кандидат педагогических наук (1950).Страны мира. Искусство и архитектура Россия. Искусство и культура. Искусство. 1917 – середина 20 в.Иску́сство Росси́и с 1917 г. до середи́ны 20 в., период в истории искусства России. После Октябрьской революции 1917 г. первым крупным шагом со стороны новой власти явился план монументальной пропаганды, призванный закрепить её триумф с помощью мемориальных знаков и разных форм агитационного искусства (в том числе плаката). Для искусства периода новой экономической политики характерно «свободное соревнование различных группировок и течений», лавирующих между традиционными формами творчества, достижениями авангарда предшествующего десятилетия и производственным искусством; получил практическое применение архитектурный авангард. В 1932 г. все художественные группировки были упразднены в пользу единых всероссийских творческих союзов, а с 1934 г. творческим кредо в изобразительном искусстве назван социалистический реализм. В архитектуре окончательно возобладал дух парадной торжественности, воплощённой в классических ордерных формах и богатом скульптурном и живописном убранстве, который после победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. достиг апогея в стиле «триумф». Многочисленными эмигрантами формировалась культура русского зарубежья, значительно повлиявшая на развитие мирового искусства.Живописцы Яковлев Василий НиколаевичЯ́ковлев Васи́лий Никола́евич (1893–1953), российский живописец, педагог и реставратор, народный художник РСФСР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Потомственный почётный гражданин (с 1899). Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1938–1939, 1949–1950). Работал в неоакадемической манере, близкой новой вещественности. Создавал работы, посвящённые Рабоче-крестьянской Красной Армии, парадные портреты, пасторальные пейзажи, натюрморты, стилизованные под живопись голландских и фламандских мастеров 17 в. Орден Ленина (1939). Сталинская премия (1-я степень, 1943; 2-я степень, 1949).