#Жанры персидской поэзии
Жанры персидской поэзии
Тег

Жанры персидской поэзии

Жанры персидской поэзии
Найденo 4 статьи
Направления, стили, жанры в литературе
Маснави
Маснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.
Ага Мирек. Фаридун, обернувшись драконом, испытывает своих сыновей. Миниатюра из рукописи «Шах-наме». Ок. 1535
Направления, стили, жанры в литературе
Газель (в литературе)
Газе́ль, твёрдая форма в лирической поэзии Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Получила особое распространение в средневековой персидской литературе. Состоит из 5–12 двустиший (бейтов) на одну рифму (монорим). Первый бейт несёт основную рифму в обоих полустишиях, далее рифмуются только вторые полустишия: aa ba ca da… Изначально считалась содержательной категорией – стихами о любви; в 11–12 вв. поэты-суфии привнесли в газель иносказательные религиозные смыслы; к 13–14 вв. она включила в себя прочие мотивы лирического репертуара (картины природы, сцены дружеских пирушек, размышления о бренности жизни и жалобы на превратности судьбы). Авторы классических образцов газели: Низами Гянджеви, Джалаладдин Руми, Саади, Хафиз, Джами, Алишер Навои и др. К форме обращались европейские (И. В. Гёте, Ф. фон Боденштедт) и русские поэты (Д. П. Ознобишин, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов, И. Северянин).
Влюблённые у ручья. Иллюстрация из рукописного сборника «Ди­ван» Хафиза Ширази. 1512
Направления, стили, жанры в литературе
Рубаи
Рубаи́, короткая форма лирической поэзии в литературах Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии. Восходит к устно-поэтической песенной форме (таране) иранцев и таджиков. В письменной литературе на классическом персидском языке распространилась в 9–10 вв. (Рудаки, Абу Саид Майхани и др.). Из персоязычной литературы в конце 10 в. перешла в арабскую, позднее проникла во многие литературы, находящиеся в сфере персидского культурного влияния (тюркоязычные, урду, малайскую и др.). Состоит из 4 строк (двух бейтов), которые под арабским влиянием обрели строгую систему рифмовки (aaba, реже – aaaa). Силлабический размер рубаи укладывается (с рядом допущений) в метрику аруда. Как правило, первые две строки дают посыл, третья содержит вывод, афористически подкрепляемый четвёртой строкой. Форма рубаи приобрела мировую известность благодаря переводам на европейские языки наследия Омара Хайяма.
Омар Хайям. Страница из сборника «Рубаят». Исфахан, 1919