#Жанры персидской поэзииЖанры персидской поэзииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЖанры персидской поэзииЖанры персидской поэзииНайденo 4 статьиНаправления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе КытаКы́та, форма традиционной поэзии Ближнего Востока и Центральной Азии. Короткое монотематическое стихотворение. Состоит из 2–12 бейтов на единую рифму (монорим). Зародилась в доисламской арабской поэзии. С распространением ислама кыта проникла в литературы других народов Ближнего Востока и Центральной Азии и расширила тематический диапазон.Направления, стили, жанры в литературе МаснавиМаснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.Направления, стили, жанры в литературе Газель (в литературе)Газе́ль, твёрдая форма в лирической поэзии Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Получила особое распространение в средневековой персидской литературе. Состоит из 5–12 двустиший (бейтов) на одну рифму (монорим). Первый бейт несёт основную рифму в обоих полустишиях, далее рифмуются только вторые полустишия: aa ba ca da… Изначально считалась содержательной категорией – стихами о любви; в 11–12 вв. поэты-суфии привнесли в газель иносказательные религиозные смыслы; к 13–14 вв. она включила в себя прочие мотивы лирического репертуара (картины природы, сцены дружеских пирушек, размышления о бренности жизни и жалобы на превратности судьбы). Авторы классических образцов газели: Низами Гянджеви, Джалаладдин Руми, Саади, Хафиз, Джами, Алишер Навои и др. К форме обращались европейские (И. В. Гёте, Ф. фон Боденштедт) и русские поэты (Д. П. Ознобишин, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов, И. Северянин).Направления, стили, жанры в литературе РубаиРубаи́, короткая форма лирической поэзии в литературах Ближнего и Среднего Востока, а также Юго-Восточной Азии. Восходит к устно-поэтической песенной форме (таране) иранцев и таджиков. В письменной литературе на классическом персидском языке распространилась в 9–10 вв. (Рудаки, Абу Саид Майхани и др.). Из персоязычной литературы в конце 10 в. перешла в арабскую, позднее проникла во многие литературы, находящиеся в сфере персидского культурного влияния (тюркоязычные, урду, малайскую и др.). Состоит из 4 строк (двух бейтов), которые под арабским влиянием обрели строгую систему рифмовки (aaba, реже – aaaa). Силлабический размер рубаи укладывается (с рядом допущений) в метрику аруда. Как правило, первые две строки дают посыл, третья содержит вывод, афористически подкрепляемый четвёртой строкой. Форма рубаи приобрела мировую известность благодаря переводам на европейские языки наследия Омара Хайяма.