#Узбекские поэтыУзбекские поэтыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегУзбекские поэтыУзбекские поэтыНайденo 10 статейНаправления, стили, жанры в литературеНаправления, стили, жанры в литературе МаснавиМаснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.Литературно-исторические памятники «Тахир и Зохра»«Тахи́р и Зохра́», средневековая лиро-эпическая поэма (дастан) тюркских народов. Получила распространение в Средней Азии и Поволжье, а также на территории современных Азербайджана и Турции. Основа сюжета – судьба двух влюблённых, Тахира и Зохры, которые разлучены по злой воле отца девушки – падишаха. Сюжет впервые получил литературную обработку в творчестве узбекского поэта Саййоди (17–18 вв.); известна обработка «Тахира и Зохры» туркменским поэтом Молланепесом.Литераторы МукимиМукими́ (1850–1903), узбекский поэт. Один из основоположников демократического направления в узбекской литературе. Возглавлял литературный кружок поэтов-просветителей, куда входили также Аваз, Завки, Фуркат, Камил Хорезми и др. Обогатил узбекскую поэзию гражданственными мотивами. Любовная лирика отличается жанровым многообразием: газель, рубаи, мухаммас и др. Для сатирических стихов («Землемеры», «Выборы», «Горе нашему краю», «Новоявленный бай», «Продавец чая», «Святой», «Сатира на мингтепинского ишана» и др.) характерны социальная острота, обличительный пафос, остроумие и меткость характеристик. Путевые заметки в стихах «Описание путешествий» заложили основы жанра путевого очерка. Письма Мукими – образец эпистолярного стиля в узбекской литературе.Литераторы МирмухсинМирмухси́н (1921–2005), узбекский писатель, народный писатель Узбекской ССР (1981). Основные темы творчества: дружба народов и послевоенное строительство (роман в стихах «Зияд и Адиба», 1958; повесть «Джамиля», 1957); жизнь рабочего класса (романы «Закалка», 1964; «Сын литейщика», 1972); становление узбекской интеллигенции (роман «Умид», 1969). Среди других произведений: поэтические сборники «Верность» (1945), «Соотечественники» (1953), «Сердце и философия» (1963); поэмы «Уста Гияс» (1947) о хлопкоробах, «Зелёный кишлак» (1948), «Родные» (1953); роман «Чаткальский тигр» (1977) о современном Узбекистане; рассказы для детей; переводы.Литераторы МаджлисиМаджлиси́ (ум. 16 в.), узбекский поэт. Автор популярной авантюрно-романтической поэмы «Повесть о Сайфульмулюке» («Киссаи Саиф уль-Мулук»), написанной под влиянием поэмы «Гуль и Навруз» Лутфи на сюжет «Сказки о Сейф-аль-Мулуке» из книги «Тысяча и одна ночь». Среди других сочинений – газели и касыды (не сохранились).Литераторы Машраб БабарахимМашра́б Бабарахи́м (1640, по другим сведениям, 1657 – 1711), узбекский писатель. Для его поэзии характерны обилие пантеистических и фольклорных мотивов, жанровое многообразие, простота и изящество поэтического языка, широкое использование редифа. Образцы любовной и гражданской лирики сохранились в анонимном сочинении «Диван Машраба».Литераторы Алишер НавоиАлише́р Навои́ (1441–1501), узбекский поэт, мыслитель, государственный и общественный деятель. Писал на языках тюрки и фарси. Визирь султана Хусейна Байкары. Покровительствовал учёным и людям искусства. Вершина творчества – цикл «Пятерица» (1483–1485), включающий поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стена». Среди других сочинений: труды по истории, филологии, лингвистике, мемуары, письма.Литераторы ЛутфиЛутфи́ (1366/1367–1465/1466), узбекский поэт-лирик. Писал на староузбекском языке и фарси. Сохранились диван узбекских газелей и касыд и романтическая поэма «Гуль и Навруз» (1411–1412, на староузбекском языке) – переложение одноимённой поэмы персидского поэта Джалала Табиба (1333). В основе поэмы – сюжет о двух влюблённых, соединяющихся после многих испытаний. Для лирики Лутфи характерно использование редифа, аллитерации, ассонансов, стилистических приёмов устного народного творчества. Многие стихи Лутфи стали народными песнями. Творчество Лутфи оказало заметное влияние на развитие узбекской поэзии.Литераторы Мухтар АскадМухта́р Аска́д (1920–1997), узбекский писатель, переводчик, народный писатель Узбекской ССР (1981). Центральная тема – строительство социализма в Узбекистане: поэма «Сталевар» (1947); поэтические сборники «Мои сограждане» (1949), «Моё слово к вам» (1978), «След руки» (1980), «Мои года» (1990); романы «Сёстры» (1954), «Рождение» (1961). В романе «Чинара» (1969) показал историю узбекского народа через судьбу одной семьи. Перевёл на узбекский язык сочинения Софокла, Р. Тагора, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, М. Горького, В. В. Маяковского, А. А. Блока и др.Литераторы Мухаммад СалихМухамма́д Сали́х (1455–1534/1535), узбекский поэт. Писал на персидском и староузбекском языках. Главное произведение – героическая поэма-маснави «Шейбани-наме» (1510, по другим сведениям, 1506; на староузбекском языке), посвящённая описанию военных походов узбекского хана Мухаммеда Шейбани и победе Шейбанидов над Тимуридами.