#Таджикские поэтыТаджикские поэтыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТаджикские поэтыТаджикские поэтыНайденo 7 статейЛитераторыЛитераторы ВосифиВосифи́ (1485 – между 1551 и 1566), персидско-таджикский писатель. Один из основоположников таджикской литературы. Автор сочинения «Удивительные события», содержащего прозаические произведения (историческую, мемуарную и эпистолярную прозу, новеллы, рассказы о чудесах и диковинах и т. д.) и поэтические тексты Восифи и других литераторов. Уникальный источник сведений о литературной жизни Средней Азии и Хорасана 15–16 вв.Литераторы Камаль ад-Дин БиноиКама́ль ад-Дин Бинои́ (1453–1512), персоязычный поэт. Автор исторической поэмы «Шейбани-наме» о походах Мухаммада Шейбани-хана, назидательно-дидактической поэмы «Бахрам и Бехруз», трёх лирических сборников.Направления, стили, жанры в литературе МаснавиМаснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.Литераторы Лахути Абулькасим АхмедзадеЛахути́ Абулькаси́м Ахмедзаде́ (1887–1957), иранский и таджикский поэт, общественный деятель. Автор поэтических сборников «Весеннее», «Жемчужины Лахути» (оба 1921), «Красная литература» (1925), «Рубайат» («Четверостишия», 1927); поэм «Кремль» (1923), «Сказание о Мардистане» (1941), «Спутники» (1943); слов гимна Таджикской ССР (1945) и др.Литераторы Мушфики АбдурахманМушфики́ Абдурахма́н (1525–1588), таджикский поэт. Мастер сатиры и традиционной касыды. Литературное наследие включает сатирические стихотворения, газели, касыды, поэмы «Цветник Ирема», «Поэма о вине», «Отражающий мир». Вошёл в таджикский фольклор как положительный герой народных анекдотов.Литераторы Турсун-заде МирзоТурсу́н-заде́ Мирзо́ (1911–1977), таджикский поэт, общественный и политический деятель. Представитель социалистического реализма (поэма «Солнце страны», 1936, и др.). Прибегал к фольклорным и традиционным национальным мотивам и сюжетам (драма «Хисрав и Ширин», 1936, и др.); творчеству присуща простота и ясность стиля. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. известностью пользовались патриотические поэмы («За Родину!», 1941, в соавторстве с А. Дехоти, и др.).Литераторы ЛоикЛои́к (1941–2000), таджикский поэт, переводчик; народный поэт Таджикистана (1991). Сборники стихов «Вдохновение» (1968), «Горсть земли родной» (1975), «Десницы очей» (1982), «Добрый день» (1984), «Чаша Хайяма» (1985) отличают лиризм в сочетании с интересом к современной и философской проблематике.