#Персидские поэты СредневековьяПерсидские поэты СредневековьяИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПерсидские поэты СредневековьяПерсидские поэты СредневековьяНайденo 7 статейЛитераторыЛитераторы Омар ХайямОма́р Хайя́м (1048–1131), персидский поэт, математик, астроном, философ. «Трактат о доказательствах проблем алгебры и аль-мукабалы» (1060-е гг.) принёс ему славу учёного. В 1074–1092 гг. возглавлял исфаханскую обсерваторию. В философских сочинениях выступил последователем Ибн Сины; в поэзии отразились его взгляды скептика. В историю литературы вошёл как автор рубаи; в творчестве Хайяма эта форма, происходящая из фольклора, превратилась в жанр философской лирики. Ряд рубаи близки к эпиграммам и высмеивают лицемерие духовенства и чиновников. Четверостишия Хайяма получили широкое устное хождение и вызвали множество подражаний, поэтому выделение аутентичных текстов представляется затруднительным. Всемирная слава пришла к поэту после переложения рубаи на английский язык Э. Фицджеральдом (1859).Литераторы Фахр ад-Дин ИракиФахр ад-Ди́н Ираки́ (1213–1289), персидский поэт-мистик, последователь экстатического суфизма. Дервиш. Принадлежал к особому направлению мистической практики – «созерцание отрока». Автор поэмы «Книга влюблённых», одного из первых персидских поэтических трактатов о мистической любви. Поэма стала образцом «книг о любви» (ишк-наме) в персидской литературе и вызвала множество подражаний.Литераторы Баба Фигани ШиразиБаба́ Фигани́ Ширази́ (ум. 1516 или 1519), персидский поэт-лирик, известный под прозвищем Малый Хафиз. Основоположник т. н. индийского стиля в средневековой персидской поэзии, отличавшегося смысловой и формальной изощрённостью.Направления, стили, жанры в литературе МаснавиМаснави́, одна из основных жанровых форм традиционной персидской поэзии. Представляет собой поэму значительного объёма, каждый бейт которой имеет самостоятельную рифму (аа bb cc…). Маснави создавались с использованием как собственно иранских сюжетов (легендарных и исторических), так и сюжетов эллинистического и арабского происхождения. Из ранних образцов сохранился фрагмент книги «Калила и Димна» (или, возможно, «Синдбад-наме») в стихотворной обработке Рудаки (10 в.). В Иране наиболее почитаемая маснави – национальная эпопея «Шах-наме» Фирдоуси (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010). В 11 в. созданы любовные поэмы «Вис и Рамин» Фахр ад-Дина Гургани, «Варка и Гулшах» Айюки, «Вамик и Азра» Унсури. К форме маснави обращались суфийские поэты 12–13 вв.: Санаи, Аттар, Джалал ад-Дин Руми. Наибольшее количество ответов породила «Пятерица» Низами Гянджеви (12–13 вв.). С 14–16 вв. форма маснави получила распространение во многих литературах Ближнего и Среднего Востока, обогатившись сюжетами местного происхождения. Маснави слагали на тюркских языках, курдском, еврейско-персидском, пушту, урду и др.Литераторы СанаиСанаи́ (около 1087 – около 1130), персидский поэт-мистик. Одна из влиятельнейших фигур персидской поэзии суфизма. Наиболее известна его дидактическая поэма «Сад истины и закон пути», в которой изложение религиозных и этических положений сопровождается притчами, бытовыми рассказами и историческими анекдотами. Автор касыд и первого в персидской литературе крупного собрания газелей.Литераторы Низами ГянджевиНизами́ Гянджеви́ (около 1141 – 1209), поэт и мыслитель. Писал на персидском языке. Один из крупнейших персоязычных поэтов. Автор цикла «Хамсе» («Пятерица»), состоящего из 5 эпических поэм (маснави): «Сокровищница тайн» (1174), «Хосров и Ширин» (1180), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197), «Искандер-наме» (1203). Поэмы вызвали множество подражаний и поэтических «ответов» (в том числе Амира Хосрова Дехлеви и Алишера Навои), оказали большое воздействие на литературу Ближнего и Среднего Востока. Среди других сочинений – газели, касыды, рубаи.Литераторы ФирдоусиФирдоуси́ (около 940 – около 1020 или 1025), персидский поэт. Всемирную славу снискала его эпическая поэма «Шах-наме» (1-я редакция – 994, 2-я редакция – 1010), написанная на основе письменных исторических и устных фольклорных источников. Поэма, излагающая историю Ирана, включает 50 «царствований» правителей четырёх династий: от первоцарей Пишдадидов до династии Сасанидов и завоевания Ирана арабами (7 в.). Помимо описания хода истории в поэму включены рассказы, авторские отступления лирического, исторического, философского характера. Центральные идеи – борьба добра и зла в мире и в человеке, а также справедливость и легитимность царской власти. «Шах-наме» оказала большое влияние на развитие персоязычной литературы и культуры, оставила значительный след в литературах народов Центральной Азии и Ближнего Востока. Фирдоуси сделал решающий вклад в сохранение персидского языка и национальной идентичности.