Математики 19 века

Найденo 88 статей
Физики
Стокс Джордж Габриель
Стокс Джордж Габрие́ль (1819–1903), британский физик и математик, член (1851) и президент (1885–1890) Лондонского королевского общества. Иностранный член Парижской АН (1879). Основные научные труды посвящены теоретической механике, гидродинамике, теории упругости, теории колебаний, оптике, математическому анализу и математической физике. В 1845 г. вывел дифференциальные уравнения движения несжимаемой жидкости с учётом её вязкости (уравнение Навье – Стокса). В 1851 г. вывел закон, определяющий силу сопротивления, испытываемую твёрдым шаром при его стационарном поступательном движении в неограниченной вязкой жидкости (закон Стокса). В 1852 г. описал явление флуоресценции, установил зависимость её спектра от спектра возбуждающего света (правило Стокса). За заслуги в области науки получил титул баронета (1889). Медали Румфорда (1852), Копли (1893), Гельмгольца (1900). В его честь названа единица кинематической вязкости (стокс).
Лоус Дикинсон. Портрет Джорджа Стокса
Астрономы
Адамс Джон Кауч
А́дамс Джон Ка́уч (1819–1892), английский астроном и математик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1864). Автор работ по небесной механике (теоретическое определение векового ускорения Луны, расчёт орбиты метеорного потока Леониды). В 1843–1845 гг. предсказал существование планеты Нептун и вычислил её массу и параметры орбиты. Основоположник использования дифференциальных уравнений при решении задач небесной механики; разработал (1855) метод численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений, известный как метод Адамса.
Дж. С. Стодарт. Портрет Джона Адамса по фотографии Джона Мейолла
Математики
Риман Бернхард
Ри́ман Бе́рнхард (1826–1866), немецкий математик, оказал большое влияние на развитие математики во 2-й половине 19 в. и в 20 в., положил начало геометрическому направлению теории аналитических функций. Методы, разработанные Риманом, получили широкое применение в его трудах по теории алгебраических функций и интегралов, по аналитической теории дифференциальных уравнений, по аналитической теории чисел, открыли новые пути в развитии математики и нашли применение в механике и физике.
Портрет Бернхарда Римана
Учёные
Шарль Жак Александр Сезар
Шарль Жак Алекса́ндр Сеза́р (1746–1823), французский физик, математик и воздухоплаватель, член Парижской академии наук (1795), в 1816 г. президент. Труды связаны с изучением расширения газов. Установил (1787) зависимость давления идеального газа от температуры (закон Шарля). Построил аэростат (названный по имени изобретателя – «шарльер») из прорезиненной ткани и для его наполнения впервые использовал водород, разработал конструкцию открытой газовой горелки, которая используется доныне.
Жюльен Буальи. Портрет Жака Шарля. 1820
Астрономы
Бессель Фридрих Вильгельм
Бе́ссель Фри́дрих Вильге́льм (1784–1846), немецкий астроном, геодезист и математик, член Берлинской академии наук (1812), иностранный почётный член Петербургской академии наук (1814). Основатель и директор обсерватории Кёнигсбергского университета. В 1804 г. вычислил орбиту кометы Галлея. Определил постоянные рефракции, прецессии и нутации, по точности превзошедшие все прежние определения. Разработал теорию ошибок астрономических инструментов, открыл личное уравнение, т. е. систематическую ошибку, присущую данному наблюдателю. В 1838 г. измерил параллакс звезды 61 Лебедя, определив расстояние до неподвижных звёзд. Предсказал наличие спутников у звёзд Сириус и Процион. Внёс значительный вклад в геодезию. В частности, определил элементы земного сфероида, названного бесселевым. В математике имя Бесселя носят функции Бесселя, уравнение Бесселя и неравенство Бесселя, а также одна из интерполяционных формул.
Эдуард Мендель. Портрет Фридриха Бесселя. Гравюра по картине Иоганна Германа
Математики
Абель Нильс Хенрик
А́бель Нильс Хе́нрик (1802, Финнёй, близ Ставангера – 1829, Фреланд, близ Арендала), норвежский математик. Первая работа Абеля была посвящена интегральным уравнениям (1823). Важные исследования относятся к алгебре: он доказал (1824, 1826), что алгебраические уравнения степени выше 4-й в общем случае неразрешимы в радикалах, указал также частные типы уравнений, разрешимых в радикалах; связанные с ними группы называют абелевыми группами. В интегральном исчислении изучал интегралы от алгебраических функций (абелевы интегралы). Большое значение имеют работы Абеля по обоснованию математического анализа. Наряду с К. Якоби заложил основы теории эллиптических функций. В 2002 г. норвежское правительство и Норвежская АН учредили премию Абеля в области математических наук.
Абель Нильс Хенрик