Зажигание в двигателях внутреннего сгорания
Зажига́ние в дви́гателях вну́треннего сгора́ния, принудительное воспламенение горючей смеси в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Осуществляется искровым разрядом между электродами свечи зажигания в конце такта сжатия.
Одна из первых систем зажигания основывалась на работе магнето (магнитоэлектрический генератор переменного тока); с 1960-х гг. практически не применяется. В 20 в. наибольшее распространение получили контактные системы зажигания с питанием от аккумуляторной батареи или генератора. Ток подаётся на первичную обмотку катушки зажигания через механический прерыватель, связанный с коленчатым валом, что обеспечивает замыкание и размыкание контактов прерывателя в нужный момент. При замыкании контактов начинается зарядка первичной обмотки катушки, при размыкании первичная обмотка разряжается и во вторичной обмотке индуктируется ток высокого напряжения (12–30 тыс. В), который подводится к ротору распределителя зажигания и через распределитель (также связанный с коленчатым валом) поступает на свечу. Прерыватель располагается в одном корпусе с распределителем высокого напряжения и называется прерывателем-распределителем или трамблёром. Катушка зажигания и трамблёр вместе представляют собой устройство управления накоплением энергии. Для предотвращения пригорания контактов прерывателя при размыкании цепи применяют систему зажигания с механическим прерывателем и транзисторным коммутатором.
Эффективная работа ДВС зависит от выбора момента зажигания. Для этого необходимо, чтобы искра между электродами свечи возникла до прихода поршня в верхнюю мёртвую точку, т. е. чтобы зажигание происходило с некоторым опережением, которое выражается в градусах угла поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения, нагрузки двигателя и сорта применяемого топлива. Оптимальные углы опережения зажигания устанавливаются автоматически во время работы двигателя (центробежно-вакуумным автоматом).
Современные системы зажигания используют в устройстве управления накоплением энергии бесконтактные системы прерывателя. Вместо механического прерывателя применяется бесконтактный датчик – генератор импульсов с преобразователем сигналов.
В микропроцессорных системах зажигания электронный блок управления (ЭБУ) выполняет следующие функции:
сбор информации от датчиков;
расчёт оптимального момента зажигания и времени зарядки катушки;
управления через коммутатор первичной цепью катушки.
Регулировка опережения зажигания реализована программно. С внедрением ЭБУ изменились конструкции катушек зажигания. Все системы зажигания без распределителя делятся на системы независимого зажигания с индивидуальными катушками зажигания на каждый цилиндр двигателя и синхронного зажигания, где одна катушка обслуживает, как правило, два цилиндра.