Воздушное судно, потерпевшее бедствие (легальная дефиниция)
Возду́шное су́дно, потерпе́вшее бе́дствие, воздушное судно, получившее при рулении, взлёте, полёте, посадке или в результате падения серьёзное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома [п. 2 ст. 86 Воздушного кодекса РФ (ВзК РФ)].
В силу п. 3 ст. 86 ВзК РФ терпящее или потерпевшее бедствие пилотируемое воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию.
На территории РФ действуют Федеральные авиационные правила поиска и спасания в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15 июля 2008 г. № 530, которые устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в РФ.
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие пилотируемых воздушных судов, их пассажиров и экипажей организуют и осуществляют Федеральное агентство воздушного транспорта во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания, и владелец воздушного судна (п. 1 ст. 88 ВзК РФ).
Авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном РФ либо с воздушным судном иностранного государства на территории РФ подлежат обязательному расследованию (п. 1 ст. 95 ВзК РФ). Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов утверждены постановлениями Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1329, от 4 апреля 2000 г. № 303, от 18 июня 1998 г. № 609.