Военное представительство
Вое́нное представи́тельство (ВП), элемент в структуре Вооружённых сил Российской Федерации, создаваемый для контроля качества и приёмки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее – организации) независимо от ведомственной подчинённости и организационно-правовых форм [п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны РФ, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 № 804 (Положение)].
Под военной продукций Положением понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.
В России создана система военных представительств, состоящая из Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации и военных представительств, входящих в состав Вооружённых сил РФ. Управление военных представительств осуществляет руководство деятельностью военных представительств, которые создаются непосредственно при организациях, выпускающих военную продукцию.
В состав военных представительств входят как военнослужащие, так и гражданский персонал.
Военное представительство, действуя от имени государственного заказчика (Минобороны России или иного федерального органа, выполняющего задачи в области обороны), наделено контрольными полномочиями при исполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ).
В целях соблюдения требований к качеству поставляемой продукции ВП выполняет следующие функции:
участвует в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ), военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;
организует и проводит государственные испытания опытных образцов (комплексов, систем) ВВСТ, военного имущества, подготовку документации для принятия их на вооружение, снабжение, в эксплуатацию;
осуществляет контроль качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по ГОЗ, на соответствие требованиям законодательства, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;
обеспечивает приёмку продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта (пункты 11–14 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»).
В своей деятельности при контроле качества и приёмке военной продукции ВП руководствуются федеральным законодательством, ведомственными актами Минобороны России и иных федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отдельные вопросы по организации и выполнению ГОЗ, государственных и отраслевых стандартов, а также условиями государственных контрактов.
Военное представительство наделено следующими полномочиями: контроль за выполнением государственных контрактов (контрактов); проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, её соответствия технической документации и государственным контрактам (контрактам); приёмка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию.
В целях снижения рисков обеспечения военной продукцией ненадлежащего качества, военное представительство обязано приостановить приёмку и отгрузку военной продукции в следующих случаях:
невыполнение условий государственных контрактов (контрактов), а также принятых решений по обеспечению качества и надёжности военной продукции;
наличие отрицательных результатов испытаний военной продукции, предусмотренных конструкторской документацией;
нарушение особо ответственных технологических процессов производства военной продукции, установленных технической документацией;
выявление дефектов в процессе эксплуатации военной продукции, вызывающих её выход из строя, если эти дефекты имеются в военной продукции, находящейся в производстве;
использование в производстве военной продукции контрафактных, фальсифицированных, некондиционных комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также признание изготавливаемой военной продукции контрафактной.
При исполнении ГОЗ для осуществления контроля качества и приёмки оборонной продукции государственный заказчик в государственном контракте отражает информацию о возложении данных функций на конкретное ВП.
Применительно к поставкам ВВСТ, а также сырья, материалов и комплектующих изделий ВП осуществляет контроль качества и приёмку не только военной продукции, но и работ по её сервисному обслуживанию, ремонту и/или модернизации, проводимых специалистами организаций-исполнителей непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.
Участие военного представительства специально оговаривается в государственном или ином контракте, заключаемом в рамках ГОЗ, что является основанием для осуществления ВП контроля качества и приёмки продукции ГОЗ.
Как правило, в условиях государственных контрактов установлены порядок и сроки осуществления военным представительством государственного заказчика промежуточного контроля качества продукции, а также порядок и сроки осуществления государственным заказчиком или приёмочной комиссией (если принято решение о её создании для приёмки продукции) приёмки продукции, оформления результатов приёмки и отчётных документов, подтверждающих приёмку продукции, или мотивированного отказа в её приёмке. При этом ВП не является стороной по государственному контракту и выполняет исключительно функции по контролю качества и технической приёмке военной продукции, поставляемой в интересах государственного заказчика (Богуславец. 2019. С. 11–16).
В случаях, когда на предприятиях – исполнителях ГОЗ не создаются ВП, Минобороны России (иной федеральный орган, имеющий ВП) направляет туда своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приёмку такой продукции. На указанных представителей распространяются все права и обязанности ВП в части выполнения порученных им работ.