Вербицкий Андрей Александрович
Верби́цкий Андре́й Алекса́ндрович (25.2.1941, посёлок Пантелеймоновка Макеевского района Донецкой области Украинской ССР, ныне Горловский район Донецкой Народной Республики – 22.12.2020, Москва), российский педагог и психолог. В 1959 г. окончил строительный техникум в Конотопе. В начале 1960-х гг. проходил срочную службу в Советской Армии, в 1964 г. поступил в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, в 1969 г. окончил факультет психологии. В 1969–1974 гг. учился в аспирантуре при факультете психологии МГУ и работал научным сотрудником в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию «О механизмах саморегуляции сенсомоторной деятельности в ситуации стимульной неопределённости». В 1974–1990 гг. старший научный сотрудник, затем заведующий сектором педагогической психологии в Научно-исследовательском институте проблем высшей школы. В 1991 г. защитил докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе». В 1990–1995 гг. руководил сектором психолого-педагогических проблем образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Министерства образования Российской Федерации. В 1995–2000 гг. заместитель директора Федерального института планирования образования Министерства образования РФ. В 1997–2015 гг. заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного открытого педагогического университета (с 2006 Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, с 2015 в составе Московского педагогического государственного университета). C 2015 г. профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Педагогика и психология образования». С 2016 г. академик Российской академии образования. Участвовал в исследовательских проектах Министерства образования «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии». Автор более 200 научных и научно-методических трудов, посвящённых психолого-педагогическим проблемам. Создал концепцию контекстного обучения, суть которой заключается в последовательном моделировании при обучении студента содержания, форм и условий его будущей работы. Такой подход позволяет ускорить адаптацию молодого специалиста к условиям его практической профессиональной деятельности.