Веллерсхоф Дитер
Ве́ллерсхоф Ди́тер (Dieter Wellershoff) (3.11.1925, Нойс – 15.6.2018, Кёльн), немецкий писатель, сценарист, литературовед.
В 1930 г. семья переехала в Гревенброх на Нижнем Рейне. Здесь в 1932–1942 гг. он учился в гимназии, но аттестат зрелости получил в 1946 г., по окончании Второй мировой войны 1939–1945 гг. В 1943 г. записался добровольцем в парашютно-танковую дивизию «Герман Геринг», воевал на Восточном фронте. В 1944 г. был тяжело ранен, в 1945 г. попал в плен к американцам. В 1947 г. поступил в Боннский университет, где изучал германистику, историю искусств и психологию. В 1952 г. защитил диссертацию «Исследование мировоззрения и языкового стиля Готфрида Бенна» («Untersuchungen über Weltanschauung und Sprachstil Gottfried Benns»). В 1952–1955 гг. редактировал газету Deutsche Studentenzeitung, публиковался в крупных газетах ФРГ и выступал на радио по литературным, философским и социальным темам. Во 2-й половине 1950-х гг. обратился к литературному творчеству.
В 1960 г. опубликована первая книга Д. Веллерсхофа «В неопределённом месте» («Am ungenauen Ort»), содержащая две радиопьесы (в 1961 получил за них Премию слепых инвалидов войны). В 1959–1981 гг. редактор научного отделения издательства Kiepenheuer & Witsch; редактировал произведения Г. Бёлля, которые издавались там же. В 1960–1967 гг. участвовал в собраниях «Группы 47».
В середине 1960-х гг. Д. Веллерсхоф выдвинул концепцию «нового реализма» в литературе и выступил организатором Кёльнской школы нового реализма. В эссе, вошедших в книгу «Литература и перемены» («Literatur und Veränderung», 1969), Веллерсхоф характеризовал реалистическое повествование как стремящееся к расширению личного опыта и отражению широкого спектра чувств и ощущений. Данная концепция была создана под влиянием формальных приёмов французского «нового романа». Веллерсхоф утверждал, что в художественном повествовании следует разрушить клише и шаблоны восприятия реальности, дать читателю возможность испытать новый опыт и показать схематичность социальных отношений.
Лучшим жанром для литературного воссоздания психологии и поведенческой мотивации человека Д. Веллерсхоф считал роман. Первый роман Веллерсхофа «Прекрасный день» («Ein schöner Tag») вышел в 1966 г. Автор стремился воплотить в нём свои теоретические построения, особое внимание уделив психологическим портретам персонажей. В романе «Граница тени» («Die Schattengrenze», 1969) писатель также следовал своей теории, изображая возникновение мании преследования у главного героя.
В 1981 г. прекратил работать в издательстве и сосредоточился на писательском труде. В романе «Победителю достанется всё» («Der Sieger nimmt alles», 1983; русский перевод 1986) Веллерсхоф расширил перспективу изображения социума, повествуя о взлёте и падении центрального героя в ориентированном на денежный успех обществе.
В 1993 г. опубликовал книгу эссе о послевоенной истории Германии «Перед лицом настоящего» («Angesichts der Gegenwart»); годом позже – автобиографическую книгу «Чрезвычайное положение. Война глазами очевидца» («Der Ernstfall. Innenansichten des Krieges», 1995; частичный русский перевод 2011), в которой описал свой военный опыт. В 2010 г. была создана аудиоверсия этой книги под заглавием «Вот, смотри, это – война» («Schau dir das an, das ist der Krieg»).
Самым читаемым произведением Д. Веллерсхофа стал роман «Желание любви» (Der Liebeswunsch, 2000; экранизация 2006, режиссёр Т. С. Фишер, Веллерсхоф – один из авторов сценария), принёсший автору признание широкой аудитории. В романе четыре героя рассказывают о сложностях дружбы, которая заканчивается неудачными любовными отношениями.
В июне 2006 г. газета Die Zeit объявила, что Веллерсхоф был членом Национал-социалистической немецкой рабочей партии с момента покушения на А. Гитлера 20 июля 1944 г. Веллерсхоф отрицал, что подавал заявление в партию, его позицию подтвердили в Федеральном архиве ФРГ.
В 2008 г. опубликовал поэтический сборник «Междуцарствие» («Zwischenreich»), в котором собрана лирика, созданная писателем в 1960-х – 1970-х гг.
В 2009 г. вышел в свет роман «Небо – это не город» («Der Himmel ist kein Ort»), повествующий о пасторе, переживающем глубокий духовный кризис.
В 2013 г. Веллерсхоф выпустил публицистическую книгу «О чём рассказывают картины. Экскурсия по моему воображаемому музею» («Was die Bilder erzählen: Ein Rundgang durch mein imaginäres Museum»), посвящённую художникам разных эпох.
Среди других произведений: сценарии телефильмов «Искатель счастья» («Glücksucher», 1977; режиссёр П. Бове), «Мечтатели» («Phantasten», 1979; режиссёр П. Бове), «Мимолётные знакомства» («Flüchtige Bekanntschaften», 1982; режиссёр М. Людкке).
Премия Г. Бёлля (1988).