Великобритания. Средства массовой информации
Сре́дства ма́ссовой информа́ции Великобрита́нии, совокупность британских средств массовой информации (СМИ).
Медиапространство Великобритании относят к североатлантической модели (Д. Халлин, П. Манчини), для которой характерны средние тиражи газет; ориентация на массовую аудиторию и средний класс; коммерциализация прессы; полное отсутствие либо минимизация государственных субсидий; зависимость СМИ от рекламы; преобладание журналистики новостей над журналистикой мнений. Оно имеет устоявшиеся особенности: высокую концентрацию в секторе печатной периодики, сравнительно небольшое число теле- и радиокомпаний, преобладание общественного вещателя (BBC).
Информационные агентства
Главное национально информационное агентство – PA Media (основано в 1868, имеет свои представительства в Лондоне, Ноттингеме, Бристоле, Глазго, Эдинбурге и Хаудене).
Информационное агентство, освещающее новости не только Великобритании, но и всего мира, – Reuters (основано в 1851). Первоначально занималось деловыми новостями, комментируя работу банков, брокерских контор и ведущих коммерческих фирм. Ныне является одним из ведущих мировых агентств.
Кроме того, в Великобритании действуют частные региональные и локальные агентства, которые создают информационные материалы, мультимедийные истории и визуальные материалы и реализуют их через Национальную ассоциацию агентств печати (National Association of Press Agencies).
Газеты
В 1588 г. в Англии вышло первое периодическое издание – The English Mercurie; первая ежедневная газета, The Daily Courant, – в 1702 г.
В последующие 3 столетия британский газетный рынок быстро развивался. В 1785 г. появилась газета The Times, в 1821 г. – The Manchester Guardian, в 1822 г. – The Sunday Times.
На рубеже 19–20 вв. оформилось деление газет на качественные, массовые и таблоиды. Качественные издания отличаются глубоким анализом вопросов политики, финансов и международных отношений, ориентированы на узкий круг читателей [The Times, The Guardian (1821), The Daily Telegraph (1855), The Observer (1791)].
Массовые газеты предназначены для широкого круга читателей, преобладают развлекательные материалы и иллюстрации [The Daily Mirror (1903), Evening Standard (1827)].
Таблоиды отличаются броскими, порой «кричащими» заголовками, использованием сплетен, слухов, снимков папарацци, историй из жизни знаменитостей [Daily Mail (1896), The Sun (1964), Daily Express (1900), Daily Star (1978)].
Современный рынок периодической печати Великобритании характеризуется достаточно высоким количеством общенациональных изданий. Наиболее популярные общенациональные ежедневные газеты (2023): Metro (951 тыс. экземпляров), Daily Mail (734 тыс. экземпляров), The Mail on Sunday (606 тыс. экземпляров), Evening Standard (276 тыс. экземпляров), The Daily Mirror (246 тыс. экземпляров). Газеты Metro и Evening Standard распространяются бесплатно.
Британское правительство не владеет ни одной газетой, все периодические издания находятся в частной собственности. Общенациональные британские газеты официально не связаны с политическими партиями (за исключением специализированных газет политических партий), но большинство изданий, которые зачастую отражают взгляды их владельцев, придерживается определённых политических позиций и на выборах оказывает явную поддержку той или иной партии. Консервативную партию поддерживают издания: The Times, The Daily Telegraph, The Daily Express, Daily Mail, The Sun; лейбористов – The Guardian, The Daily Mirror, Morning Star, The Sunday People.
Рынок общенациональных газет Великобритании высоко концентрирован. Общенациональные ежедневные и воскресные газеты находятся в собственности таких медиакорпораций, как: News UK (основана в 1981, владелец – Р. Мёрдок); Daily Mail and General Trust (1922); Reach plc (1903); Telegraph Media Group (1948); Guardian Media Group (1907).
Ведущие ежедневные локальные издания (2023): The Irish News (основано в 1891; 25 тыс. экземпляров), The Press and Journal (1748; 24,9 тыс. экземпляров), The Courier (Dundee) (1801; 19,3 тыс. экземпляров), Liverpool Echo (1879; 13,4 тыс. экземпляров), Express & Star (1899; 13,2 тыс. экземпляров).
В 2020-х гг. наблюдается усиление концентрации на рынке местной прессы Великобритании: крупные холдинги приобретают локальные издательские группы, а из-за падения тиражей и сокращения рекламы некоторые издательства закрываются (например, Johnston Press). Большинство региональных газет принадлежит шести медиакомпаниям (2023): Newsquest Media Group, Reach plc, National World plc, Iliffe Media Group, Tindle Newspapers и Nub News.
Журналы
В конце 19 – начале 20 вв. в стране наблюдался бум женских журналов: открывались как собственные издания – Woman’s Weekly (1911), Woman and Home (1926), Woman’s Journal (1927–2001), так и английские версии американских изданий – Vogue, Harper's Bazaar.
В 21 в. среди британских журналов по тиражу лидируют (2022–2023): Tesco Magazine (1,5 млн экземпляров), TV Choice (924 тыс. экземпляров), Waitrose & Partners (662 тыс. экземпляров), The RSPB Magazine (577 тыс. экземпляров).
Радио
История радиовещания Великобритании ведётся с 1922 г., когда в эфир вышла первая программа BBC. После начала Второй мировой войны ВВС заменила региональное вещание новой общенациональной станцией – BBC Home Service (с 1967 BBC Radio 4). Первая коммерческая радиостанция, транслирующая рекламу, – LBC (London Broadcasting Company) – запущена в 1973 г. Акт о радиовещании в 1990 г. разрешил вещание независимых национальных радиостанций (Classic FM в 1992). С середины 1990-х гг. появилось цифровое радиовещание.
ВВС – основная радиовещательная компания Великобритании; включает 5 общенациональных сетей и 40 местных станций, которые получают от BBC новости, а большинство транслируемых программ – оригинальный контент.
Лидирующие радиостанции по еженедельному охвату аудитории (2020): Classic FM, Magic Network, Kiss, Magic.
Телевидение
Регулярная трансляция телевизионных программ в Великобритании началась в 1936 г. Телеканалы Великобритании делятся на частные и общественные. Общественное вещание является особенностью британской телевизионной модели. Основной общественный вещатель – ВВС. Бюджет формируется в основном за счёт налога (в 2021 – 75 % от всего бюджета), а также государственных субсидий. Налог платят жители Великобритании, имеющие телевизоры; и, кроме того, предприятия и больницы. Помимо BBC, на налоговые поступления содержится служба иновещания BBC World Service и телеканал S4C, вещающий на валлийском языке.
До 1955 г. в Великобритании существовала монополия BBC на телевещание, которая была прервана появлением коммерческого вещателя Independent Television. В 1982 г. начал вещание второй коммерческий канал – Channel 4, в 1997 г. – третий, Channel 5.
В конце 1980-х гг. появилось cпутниковое телевидение: образованы компании Sky и British Satellite Broadcasting (BSB). В 1990 г. в результате их объединения создана компания British Sky Broadcasting – многолетний лидер рынка кабельного и спутникового телевидения (в 2014 переименована в Sky UK). В 1998 г. появилось цифровое телевидение (каналы BBC Choice и ITV2).
В 2012 г. Великобритания полностью прекратила аналоговое вещание и перешла на цифровое. Развивается технология Smart TV, в середине 2000-х гг. реализуются специальные приёмники для «умного телевидения». Уровень проникновения Smart TV высокий – около 60 % домохозяйств (2020). Компания Sky UK в 2021 г. запустила линейку для Smart TV Sky Glass.
Крупнейшие вещатели страны (по доле аудитории, 2020): BBC (31,8 %), ITV (21,6 %), Channel 4 (10,2 %), Sky (9,7 %), Viacom (9,5 %).
Интернет-СМИ
Проникновение интернета высокое: 97,8 % населения страны имеют доступ к сети (2023). Популярные новостные интернет-ресурсы страны (2023): The Sun, Sky News, ITV, BBC, Mirror.