Вантовый мост
Ва́нтовый мост, мост, основными несущими элементами пролётного строения которого являются прямолинейные растянутые гибкие ванты. В составе моста (рис. 1а), кроме того, имеются балка или ферма жёсткости, пилоны и анкерные опоры. Ванты выполняют в виде каната из стальных проволок с прочностью 2000–2500 МПа. Они поддерживают балку или ферму жёсткости и передают усилия на пилоны. Ванты располагают в одной или двух вертикальных или наклонных плоскостях. Балки и фермы жёсткости представляют собой работающие на изгиб, сжатие и кручение коробчатые конструкции (рис. 1б), увеличивающие вертикальную жёсткость моста. Их выполняют из стали или железобетона с обтекаемыми в воздушном потоке формами поперечного сечения. По балке жёсткости устраивается проезжая часть. Пилоны моста (стальные или железобетонные) имеют разнообразные конструктивные формы и размещаются по длине моста вертикально или наклонно. Для фиксации положения верха пилона в пространстве его прикрепляют к анкерной опоре вантой-оттяжкой, что дополнительно повышает жёсткость моста.
Вантовые мосты находят всё большее применение на автомобильных и городских дорогах для перекрытия пролётов от 300 до 1000 м. Они хорошо вписываются в городскую застройку, прекрасно гармонируют с горным ландшафтом. Крупнейший в мире вантовый мост Татара (Япония, 1999) с металлической балкой жёсткости и двумя металлическими пилонами имеет длину балки жёсткости 1480 м и расстояние между пилонами 890 м. Рекордные показатели для однопилонного моста имеет вантовый мост, построенный в Сургуте (Россия, 2002). Его балка жёсткости с одной стороны заделана в устой, что позволило создать уникальный для однопилонных мостов пролёт длиной 408 м при полной длине балки жёсткости 588 м.