Вагон-рельсосмазыватель
Ваго́н-рельсосма́зыватель, специальный вагон, используемый в железнодорожной транспортной системе для уменьшения шума и износа рельсов, а также гребней колёсных пар. Вагон-рельсосмазыватель используется в системах железных дорог, метро и др. на кривых участках пути. Смазка наносится на боковую поверхность рельсов, не влияет на безопасность движения и не увеличивает длину тормозного пути. Уменьшается сопротивление рельса, что снижает потребление энергии тяги. Лубрикация рельсов снижает их износ в 100 раз и способствует тому, чтобы выдерживать почти вдвое больший тоннаж, чем рельсы без смазки. Также увеличивается потенциальный срок службы рельсов. Таким образом, смазка является необходимой частью технического обслуживания рельсов, приводит к экономии топлива в среднем на 7,7 %, при этом в полностью загруженных поездах экономия топлива составляет 10 %.
В случае переоборудования вагона-рельсосмазывателя из пассажирского установка для смазывания рельсов располагается внутри вагона. Лубрикация также может осуществляться с помощью локомотивов-рельсосмазывателей, пригородных поездов и мобильных транспортных средств. Наиболее предпочтительным способом лубрикации является бесконтактный струйный способ, основанный на применении многокомпонентных смазочных материалов текучей консистенции.