Ущерб окружающей среде при спасении судов
Уще́рб окружа́ющей среде́ при спасе́нии судо́в, значительный реальный ущерб, причинённый здоровью человека или морской флоре и фауне, или ресурсам в прибрежных водах, во внутренних водах либо в прилегающих к ним районах загрязнением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами [подпункт 3 п. 2 ст. 337 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ)].
Аналогичное определение предусмотрено в п. «d» ст. 1 Международной конвенции о спасании 1989 года, заключённой 28 апреля 1989 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию о спасании с оговоркой Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 186-ФЗ. Для России конвенция вступила в силу 25 мая 2000 г.
При проведении спасательной операции спасатель, капитан находящегося в опасности судна и его владелец обязаны проявлять должную заботу о предотвращении или об уменьшении ущерба окружающей среде (абзац 3 п. 1, абзац 3 п. 2 ст. 340 КТМ РФ). Проявление должной заботы о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде является дополнительной обязанностью к основной – спасению судна и другого имущества, находящегося в опасности, и не существует независимо от основной обязанности. С учётом этого устанавливается компенсационная система платежей – повышенное вознаграждение и специальная компенсация, предусмотренные статьями 341, 342 КТМ РФ. Осуществление спасательной операции без проявления должной заботы со стороны спасателя может рассматриваться как неправильное поведение, влекущее за собой лишение вознаграждения (полностью или частично) или специальной компенсации (ст. 348 КТМ РФ).
Мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде являются одним из основных критериев при установлении вознаграждения (подпункт 2 п. 1 ст. 342 КТМ РФ).