Уравновешивание механизмов
Уравнове́шивание механи́змов, балансировка механизмов (франц. balancier, от balancer – качать, уравновешивать), устранение или уменьшение дополнительных переменных воздействий стойки механизма (станины, рамы) на основание (фундамент или опору стойки), возникающих при его работе. Механизм является уравновешенным, если, работая на установленном режиме, действует на основание с некоторыми постоянными по величине и направлению силами и моментами. В действительности звенья механизма движутся с переменными скоростями, а траектории их точек непрямолинейны; кроме того, неизбежные погрешности изготовления и сборки, неоднородность материала и деформации звеньев вызывают смещение центра масс системы относительно оси вращения, что вызывает вибрации, нарушение плавности хода и др. Массы звеньев, силы инерции которых вызывают дополнительные нагрузки на основание, называют неуравновешенными массами, устранение или уменьшение дополнительных нагрузок – уравновешиванием масс. Задача уравновешивания механизмов состоит в определении опорных реакций и устранении вредного влияния динамических нагрузок, действующих на основание быстровращающихся деталей механизма в результате их неуравновешенности (дисбаланса), и определении массы и мест приложения противовесов. Различают уравновешивание механизмов: статическое, когда под действием сил тяжести механизм находится в состоянии покоя (т. е. главный вектор сил давления стойки на основание постоянен); моментное, или динамическое, – уравновешивание сил инерции и моментов от сил инерции, которые возникают при вращении механизма (когда главный момент сил давления стойки на основание постоянен), и полное, когда одновременно выполняются условия статического и моментного уравновешивания.
Под балансировкой часто понимают технологический процесс уравновешивания роторов – вращающихся звеньев, заключающийся в определении и устранении инерционных сил, которые дополнительно нагружают звенья и их опоры. Балансировка может быть выполнена на балансировочном станке.