Учение о народонаселении
Уче́ние о народонаселе́нии, название «особой науки» о народонаселении, которую пытались создать некоторые учёные (главным образом немецкие) в конце 19 – начале 20 вв. В 19 в. оформилась дифференциация изучения народонаселения, отдельные стороны развития которого стали разрабатываться рядом наук (в соответствии с их основным предметом исследования), происходило становление демографии. Вместе с тем по мере развития переписей населения и его текущего учёта нарастал объём статистических данных, что создавало основу для значительного расширения изучения количественных аспектов демографических процессов.
В этих условиях на первый план (особенно в Германии) выдвинулась статистика населения, что имело двойственное значение. Развитие статистических исследований народонаселения (они зародились в политической арифметике конца 17 – начале 18 вв. под прямым воздействием начинавшегося тогда социально-экономического изучения народонаселения) несомненно дало важные позитивные результаты для анализа народонаселения как массового явления. Вместе с тем стремление превратить статистику в точную теорию народонаселения (Г. фон Майр, 1890-е гг.), сведение к ней едва ли не всего изучения народонаселения (в том числе и подмена ею формирующейся демографической науки, что, в частности, выразилось в создании учения о народонаселении) сковывали это изучение, противоречили объективной тенденции развития научных знаний о народонаселении, их многосторонней разработке и вместе с тем интеграции.
Своеобразной попыткой учесть эту тенденцию в рамках статистики населения и стала концепция учения о народонаселении. Её сторонники считали, что народонаселение является предметом «особой науки», которая должна включать три раздела:
статистику населения, занимающуюся исследованием и сопоставлением фактов, относящихся к населению; статистика населения вместе с тем составляет «главнейшую часть» статистики вообще;
теорию населения (Populationistik), опирающуюся на выводы из статистических фактов и на их основании устанавливающую общие законы и закономерности;
политику населения, обосновывающую задачи, вытекающие из этих фактов и их закономерностей, в частности задачу государственного вмешательства в эту область.
Такой подход открывал некоторые новые возможности: на его основе впервые были прослежены основные этапы всеобщей истории народонаселения, изложено развитие воззрений на него и, что особенно важно, поставлена проблема политики народонаселения. Однако стержень учения о народонаселении, его теория, трактовалась полностью в духе приведённого положения Майра, что фактически возвращало «особую науку» в лоно статистики населения. Концепция учения о народонаселении имела своим истоком популяционистику 1840-х гг., ей предшествовали и другие попытки (в 1850–1870-х гг.) создать «науку о народонаселении». Однако все они, как и учение о народонаселении, в конечном итоге сводили разработку знаний о народонаселении к их количественным аспектам и в силу своего ограниченного непоследовательного характера не получили развития, а основная и наиболее значительная часть статистики населения – демографическая статистика – стала разделом демографической науки. Тем не менее указанные попытки и, особенно, концепция учения о народонаселении явились одним из ранних проявлений потребности в систематизированной разработке совокупности знаний о народонаселении и комплексном подходе к ним.