Траутониум
Трауто́ниум (нем. Trautonium), электромузыкальный инструмент, один из первых одноголосных синтезаторов.
Изобретён и внедрён в практику в 1930 г. немецким инженером Фридрихом Траутвайном (Friedrich Trautwein, 1888–1956). Адептом траутониума с первых дней его существования выступил ученик П. Хиндемита и Траутвайна – Оскар Зала (Oskar Sala, 1910–2002), который в совершенстве освоил его как исполнитель, опубликовал школу игры на нём, писал для него музыку, записывал саундтреки к фильмам, до конца жизни совершенствовал его конструкцию, пропагандировал его в популярных текстах и докладах на научных конференциях.
От позднейших коммерческих моделей (например, от синтезатора Р. Муга) траутониум отличается отсутствием клавиатуры, от современного ему терменвокса – тембровым разнообразием и богатством обработки звукового сигнала. Звук на траутониуме извлекается прижатием струны (наподобие струны монохорда) к длинной металлической полосе (охватывающей 3 октавы), аналогичной грифу безладового струнного инструмента. Отсутствие ладов позволяет исполнителю извлекать микроинтервалы, легко и естественно глиссандировать, добиваться «живого» вибрато и т. д. Для облегчения игры, например при скачка́х в мелодии, по всей длине струны над ней расположены рычажки, нажимая на которые исполнитель получает фиксированные по высоте звуки.
С 1933 г. уменьшенную версию оригинального траутониума массово выпускала германская фирма Telefunken, позиционируя его как инструмент для домашнего музицирования. Однако успеха «народный траутониум» (нем. Volkstrautonium) не имел и в 1937 г. производство пришлось свернуть. В 1935 г. О. Зала радикально усовершенствовал студийную версию инструмента: в т. н. Rundfunktrautonium (разработан для использования в радиовещании) он добавил умножители и делители частоты, что позволяло примешивать к основному тону обертоны и унтертоны, генератор шума и ещё один мануал (для левой руки), таким образом сделав возможным двухголосие. После очередной модификации в 1952 г. эта разновидность концертного инструмента получила название Mixturtrautonium (нем. Mixtur – смешение). Существовала также экспериментальная модель траутониума с тремя мануалами.
Пионером музыки для траутониума был П. Хиндемит, написавший сюиту «Любимцы маленького электромузыканта» (для трёх траутонимов, 1930), «Концертштюк для траутониума и струнных» («Konzertstück für Trautonium und Streichorchester», 1931) и «Медленную пьесу и рондо» (для траутониума соло; «Langsames Stück und Rondo für Trautonium», 1935). П. Дессау ввёл траутониум в партитуры оратории «Deutsches Miserere» (на текст Б. Брехта; 1947) и оперы «Осуждение Лукулла» (Берлин, 1951). Х. В. Хенце использовал траутониум в музыке к пьесе Ж. Жироду «Содом и Гоморра» (1952). Другой ученик Хиндемита, Х. Генцмер (Harald Genzmer, 1909–2007), написал для траутониума 2 концерта с оркестром (1936, 1952) и другие сочинения.
После 2-й мировой войны траутониум использовался в кино, часто для иллюстрирования таинственных и «загадочных» сцен, например в немецких фильмах «Совет богов» («Der Rat der Götter», 1950; режиссёр К. Метциг, композитор Х. Эйслер) и «С доставкой до востребования» («Postlagernd Turteltaube», 1952; режиссёр Г. Т. Буххольц, композитор Х.-М. Маевски). Наиболее известен саундтрек О. Залы к культовому голливудскому фильму «Птицы» А. Хичкока (1963), где шум, гвалт, клёкот «сумасшедших» птиц полностью синтезированы на траутониуме.
Интерес к инструменту не угас и поныне – в 2016 г. Мануэла Керер (Manuela Kerer, род. 1980) написала авангардную пьесу «Пылающая душа» («Feuernde Seele») для микстур-траутониума с оркестром. Современный исполнитель на траутониуме – Петер Пихлер (Peter Pichler, род. 1967) активно концертирует и записывается.