Дорожно-строительные работы
Доро́жно-строи́тельные рабо́ты, совокупность работ по строительству автомобильной дороги, искусственных сооружений (мостов, тоннелей, многоуровневых развязок) и дорожно-эксплуатационных построек. Эффективность и качество выполнения дорожно-строительных работ зависят от применяемой технологии производства работ и её соответствия проектным и нормативным требованиям.
Технологии выполнения дорожно-строительных работ совершенствовались по мере развития конструктивных решений и расширения номенклатуры материалов и машин, применяемых для строительства дорог. Первоначально были механизированы отдельные технологические операции и процессы (резание грунта, перемещение и уплотнение грунтов и дорожно-строительных материалов и др.). Постепенно основные дорожно-строительные работы (устройство земляного полотна, дорожной одежды и др.) стали выполнять с помощью дорожно-строительных машин (например, устройство оснований из щебня с помощью автогрейдеров и самоходных катков, устройство асфальтобетонных и цементобетонных покрытий укладчиками). Дальнейший этап совершенствования дорожно-строительных работ – частичная автоматизация отдельных технологических процессов, в частности автоматизированный контроль поперечного уклона и обеспечение ровности при устройстве покрытий и оснований с применением электронной следящей системы или спутниковых навигационных систем.
Основной объём дорожно-строительных работ составляют работы по возведению земляного полотна, которые разделяют на 3 группы: подготовительные, основные и отделочные. Подготовительные работы включают восстановление трассы, отвод и закрепление земель в постоянное пользование, расчистку полосы отвода, разбивку земляных сооружений, устройство водоотводных канав и дренажей. К основным работам относятся разработка выемок и отсыпка насыпей землеройными и землеройно-транспортными машинами (рыхление и планировка грунта, уплотнение оснований насыпей, разработка и транспортировка грунта в места отсыпки насыпей и отвалов, послойное разравнивание и уплотнение грунта в насыпи и др.). Завершают устройство земляного полотна отделочные работы (планировка поверхности, укрепление откосов насыпей и выемок, восстановление растительного слоя). Затем укладывают и уплотняют слои основания дорожной одежды; устраивают асфальтобетонное или цементобетонное покрытие автомобильной дороги (асфальтоукладчиками, бетоноукладчиками, автогудронаторами и др.); выполняют окончательную отделку поверхности покрытия.
Наиболее прогрессивный метод ведения дорожно-строительных работ – комплексно-механизированный поточный метод, который предполагает осуществление непрерывного (по технологии) и последовательного (по протяжению дороги) выполнения дорожно-строительных работ специализированными механизированными отрядами, передвигающимися в одном направлении друг за другом по трассе строящейся дороги строго по графику и с согласованной скоростью, оставляя за собой полностью готовые участки автомобильной дороги.
Бо́льшая часть дорожно-строительных работ (возведение земляного полотна, устройство дорожных покрытий и их оснований, водопропускных труб и др.) выполняется по всей длине строящейся дороги и имеет примерно одинаковый объём на единицу длины. Такие работы относят к линейным. В случаях, когда объёмы работ или технология их выполнения резко различаются на соседних участках дороги (например, при устройстве глубоких выемок, высоких насыпей, подходов к мостам и др.), их относят к сосредоточенным; они производятся с опережением потока линейных работ.
Снижение стоимости выполнения дорожно-строительных работ достигается за счёт широкого использования местных дорожно-строительных материалов и отходов промышленности, рациональной организации работ, продления строительного сезона с постепенным переходом к круглогодичному выполнению работ, применения новых высокоэффективных технологий, машин и механизмов и т. п.