«Тюнель»: история создания первого подземного транспорта в Стамбуле
«Тюнель»: история создания первого подземного транспорта в Стамбуле. «Тюнель» (тур. Tünel) – подземный фуникулёр, один из видов общественного транспорта в Стамбуле, существует в городе с 1875 г. Вторая в мире по времени открытия (после лондонского метро) и самая короткая по протяжённости система подземного транспорта.
Линия фуникулёра расположена на северном берегу залива Золотой Рог в Стамбуле. Входит в систему общественного транспорта Стамбула и управляется оператором Metro Istanbul. Соединяет две станции – нижнюю «Каракёй» (1,15 м над уровнем моря, район Арап-Джами, муниципалитет Бейоглу) и верхнюю «Бейоглу» (62,7 м над уровнем моря, район Сашкулу, муниципалитет Бейоглу). Перепад высот между станциями составляет 51 м. Длина туннеля 574 м, ширина 6,7 м, высота 4,9 м. Однопутный, длина путей 626 м, средний угол наклона путей 10°. В 2018 г. «Тюнелем» воспользовались 4 млн человек.
Фуникулёр построен по проекту французского инженера Э.-А. Гавана, прибывшего в Стамбул в 1867 г. в качестве туриста. Гаван заметил, что путь из Каракёя в Бейоглу проходит по улице Юксек Калдырым (тур. Yüksek Kaldırım), угол наклона которой составляет 24°, из-за чего улица была неудобна для пешеходов и транспорта.
Гаван предложил султану Абдул-Азизу проект железной дороги – фуникулёра, связывающего район Галата (прилегает к Каракёю, ныне часть Бейоглу) – банковский и финансовый центр Стамбула – и район Пера (ныне часть Бейоглу) – центр общественной жизни города. В 1869 г. указом султана Гавану была дарована концессия на строительство фуникулёра, согласно которой финансирование проекта осуществлялось за счёт Гавана. Организация компании заняла ещё 3 года. Строительство «Тюнеля» длилось с 1872 по 1874 гг. Церемония открытия состоялась 17 января 1875 г. За первые две недели работы «Тюнель» перевёз 75 тыс. пассажиров.
В 1939 г. «Тюнель» был национализирован. В 1968–1971 гг. фуникулёр находился на модернизации, в результате которой был электрифицирован (до этого работал на паровой тяге); была проведена замена деревянных кабин на металлические. В 2007 г. прошла очередная замена кабин.