Тест каталога (в юзабилити)
Тест катало́га (тритестинг; англ. tree testing), количественный метод юзабилити-исследований, предназначенный для оценки удобства информационной архитектуры цифрового продукта. Метод впервые описала Д. Спенсер в 2003 г. под названием card-based classification evaluation. Она предложила представить иерархию веб-сайта в виде карточек: набор карточек с названиями объектов (разделов) первого уровня, набор с названиями разделов второго уровня и т. д. Затем попросить респондентов сказать, где в структуре они стали бы искать ту или иную информацию. После выбора респондентом одной из карточек первого уровня модератор должен был показывать все относящиеся к ней карточки второго уровня, после выбора одной из карточек второго уровня – все относящиеся карточки третьего и так далее до самого последнего уровня структуры, где респонденту нужно выбрать итоговый раздел. Результатом была матрица, в которой отмечалось, в каком задании какую карточку респонденты указывали как целевую.
В настоящее время на практике метод используется с применением онлайн-платформ, позволяющих автоматизировать анализ данных. Объектом исследования является иерархическая структура цифрового продукта. Элементы иерархии, например разделы меню, представлены в виде текста, без визуального дизайна. С этим связано одно из ограничений метода – респонденты при поиске не могут опираться на визуальные подсказки, например, иконки.
Респонденты при поиске нужного объекта, согласно заданию вида «где бы вы стали искать...», последовательно продвигаются вглубь структуры, выбирая на каждом уровне раздел, в котором они стали бы искать требуемую информацию. В итоге выбирают тот раздел последнего уровня, который считают целевым. Фиксируются успешность и время поиска, может фиксироваться прямота (directness) – она показывает, возвращался ли респондент на предыдущий уровень, чтобы изменить там свой выбор раздела. Кроме того, по отдельным заданиям можно анализировать агрегированные общие пути всех респондентов, чтобы выявить наиболее часто выбираемые разделы на каждом из уровней иерархии для каждого из заданий.
В обратной карточной сортировке проверяется понятность расположения раздела в структуре и его названия.
Метод может применяться для тестирования имеющейся или разработанной по итогам прямой карточной сортировки структуры, и тогда результатом будет сравнение показателей удобства поиска разных разделов. С другой стороны, обратную карточную сортировку можно использовать для сравнения нескольких версий структуры одного и того же продукта – результатом может стать сопоставление как успешности поиска одного и того же раздела в разных версиях, так и усреднённых показателей разных версий в целом.
На основании полученных результатов можно изменять иерархию или наименования разделов, чтобы упростить поиск объектов в структуре.