Карточная сортировка (в юзабилити)
Ка́рточная сортиро́вка (англ. card sorting), метод изучения и создания информационной архитектуры, в котором участник исследования сортирует набор карточек по смысловым группам.
Базовые сведения
Метод карточной сортировки основан на идее, что способ, которым участники классифицируют сущности, отражает их внутреннюю, ментальную репрезентацию этих концепций (Fincher. 2005). В контексте юзабилити карточная сортировка выступает важным инструментом для различных задач на проверку архитектуры сайтов или приложений: например, навигации по разделам или распределения товаров по каталогам в интернет-магазинах (Rosenfeld. 2002).
Виды карточной сортировки
Карточная сортировка имеет несколько разновидностей в зависимости от способа формирования групп (открытая и закрытая), участия модератора (модерируемая и немодерируемая) и формы проведения (удалённая и лабораторная) (Card sort analysis best practices. 2013; Spencer. 2009). Также существует другой вариант карточной сортировки, направленный на проверку существующей информационной архитектуры, – обратная сортировка, или тест каталога.
Открытая и закрытая карточная сортировка
Открытая карточная сортировка предполагает, что респонденту предоставляется набор заранее созданных карточек, которые он может рассортировать по произвольным категориям. Респондент никак не ограничен в том, сколько категорий он создаёт в процессе сортировки, и должен самостоятельно дать названия данным категориям. Открытые сортировки зачастую используются при планировании информационной архитектуры, когда исследователям необходимо понять, какие категории в отношении объектов чаще всего создают пользователи и по каким принципам группируют данные объекты. Ограничением подобного метода является необходимость глубокого анализа данных для выявления принципов формирования категорий у пользователей для разработки итоговой архитектуры.
Закрытая карточная сортировка означает, что респонденту даётся набор заранее подготовленных карточек и список возможных категорий, по которым их необходимо рассортировать. Респондент не имеет возможности создавать или переименовывать категории и должен распределить все карточки по существующим. Данный метод часто используется, когда необходимо проверить корректность существующей системы категорий и её соответствия представлениям пользователей. Ограничением метода является некоторая ригидность сортировки, т. к. пользователи вынуждены оставаться в рамках существующих категорий.
Модерируемая и немодерируемая карточная сортировка
В ходе модерируемой карточной сортировки модератор наблюдает за процессом сортировки и может задавать респонденту дополнительные вопросы, чтобы получить более глубокую информацию о том, по какой логике происходит сортировка и какие объекты вызывают затруднения. Также в ходе модерируемой сортировки может быть использован метод, в ходе которого участник размышляет вслух, предоставляя более глубинную информацию о своём способе мышления. Сортировка в данном случае может проводиться как в лабораторных условиях, так и удалённо посредством установления связи с респондентом через Интернет. Также может проводиться сортировка как с набором физических карточек, так и с помощью электронных инструментов. Основное ограничение данного метода – необходимость выделения времени модератора на проведение исследований, а также необходимость дополнительной оцифровки данных для их обработки в случае проведения сортировки на физических карточках.
Немодерируемая (удалённая) сортировка производится с помощью онлайн-инструментов для сортировки карточек без участия модератора – участник получает задание и самостоятельно проводит сортировку в электронном виде. В ходе данного исследования может быть опрошено большее количество респондентов из более широкой географической выборки, чем при модерируемом, что обеспечивает бо́льшую статистическую достоверность данных. Однако при немодерируемом методе отсутствует возможность получить глубинные данные о методе мышления участников и степени их уверенности в составлении категорий.
Преимущества и ограничения метода карточной сортировки
Валидность результатов карточной сортировки подвергается критике, ввиду того что исследование проводится единожды. Однако, согласно исследованию С. Пампукиду и Х. Кацаноса, повторное тестирование респондентов показывает валидный показатель ретестовой надёжности ответов (Pampoukidou. 2021). Также существует опасение, что результаты сортировки невалидны из-за того, что пользователи совершают сортировку без реальной жизненной задачи, которую в действительности бы преследовали при поиске на сайте или в приложении.
Помимо этого, проведение карточных сортировок имеет ряд ограничений и проблем, которые должны учитываться при подготовке исследования (Wood. 2008):
чрезмерно длинные списки карточек, если тестированию подлежит большая архитектура. В случае длинного списка есть вероятность, что респонденты потеряют интерес к выполнению и начнут сортировать карточки «случайно», способствуя некорректным результатам. Возможным решением может быть увеличение выборки участников и предоставление случайного набора карточек для сортировки каждому отдельному респонденту (Tullis. 2004);
наличие вложенных структур и подкатегорий при сортировке может запутать пользователя и усложнить анализ данных. Если для одноуровневой сортировки зачастую используется кластерный анализ, то для многоуровневых структур он показывает менее надёжные результаты. Возможное решение – разделение сортировки на несколько исследований для изучения отдельных уровней либо применение факторного анализа (Capra. 2005).