Теория разбитых окон
Тео́рия разби́тых о́кон (англ. Broken windows), социологическая и криминологическая концепция, предполагающая зависимость между количеством мелких и незначительных правонарушений и вероятностью совершения более серьёзных преступлений.
Теория разбитых окон была разработана социологом Джеймсом Уилсоном и криминологом Джорджем Келлингом и описана в статье 1982 г. «Разбитые окна» (Wilson. 1982). Метафора разбитых окон, по замыслу авторов, должна описывать основной тезис концепции – допустимость несерьёзных правонарушений (мелкого вандализма, попрошайничества, бродяжничества и т. д.) свидетельствует о равнодушии жителей к состоянию окружающего их пространства, что формирует среду, поощряющую более тяжкие преступления.
Авторы предположили, что криминогенная среда района способствует формированию в обществе идеи допустимости преступлений. При этом признаки несоблюдения порядка вызывают новые правонарушения. С другой стороны, борьба с мелкими правонарушениями помогает создать ощущение безопасности. К мелким правонарушениям авторы относили распитие алкогольных напитков, безбилетный проезд, мелкий вандализм (например, нанесение граффити), попрошайничество, нарушение личных границ горожан другими горожанами, употребление наркотиков и уличные драки. Авторы полагали, что наказание людей, совершивших мелкие правонарушения, может удержать их от совершения более серьёзных преступлений.
Ощущение безопасности среды
Теория основывается, в частности, на эксперименте психолога Стэнфордского университета Ф. Зимбардо, проведённом в 1969 г. Учёный оставил автомобиль без номеров с открытым капотом на парковке криминального района Нью-Йорка и такую же машину в благополучном районе Калифорнии – с целью сравнить реакцию горожан. В нью-йоркском районе было зафиксировано 23 случая вандализма над автомобилем за сутки. В Калифорнии машина простояла нетронутой неделю. Зимбардо решил переставить нетронутую машину в кампус университета и спровоцировать горожан на действия, разбив стекло автомобиля молотком. Это привело к тому, что через несколько часов местные жители повели себя так же, как жители криминального района, – машина была разгромлена (Zimbardo. 1969. P. 287–293).
Другим аргументом, приведённым в статье в качестве подтверждения тезиса, стала «программа безопасных и чистых районов», запущенная в 1970-х гг. в штате Нью-Джерси. Тогда на улицах городов начал работать пеший полицейский патруль, который должен был контролировать преступность. Проведённые по результатам его работы исследования показали, что переход полицейских с автомобилей на пешее патрулирование улиц не помог снизить уровень преступности, однако повлиял на самоощущение жителей, почувствовавших себя в большей безопасности.
Уилсон и Келлинг предположили, что создание безопасной уличной атмосферы является важной задачей для сокращения преступности в целом. Например, они цитируют социолога Н. Глейзера, утверждавшего, что граффити в метро заставляет пассажира чувствовать неуправляемость и опасность окружающей среды. Многих граждан пугает не только риск нападения незнакомца, но и непредсказуемые действия «горожан с сомнительной репутацией»: попрошаек, пьяниц, наркоманов, хулиганов, проституток и душевнобольных.
«Убеждённый скептик мог бы признать, что опытный офицер пешего патруля может поддерживать порядок, но всё же настаивать на том, что такого рода "порядок" имеет мало общего с реальными источниками общественного страха, то есть с насильственными преступлениями, – пишут Уилсон и Келлинг. – В какой-то степени это правда. Но следует иметь в виду две оговорки. Во-первых, сторонние наблюдатели не должны предполагать, что они знают, в какой степени тревога, существующая сейчас во многих кварталах больших городов, проистекает из страха перед "настоящей" преступностью, а в какой – из ощущения, что на улице царит беспорядок, источник неприятных и тревожных ощущений. Жители Ньюарка, судя по их поведению и ответам интервьюерам, придают большое значение общественному порядку и чувствуют облегчение и уверенность, когда полиция помогает им поддерживать этот порядок. Во-вторых, на уровне сообщества беспорядок и преступность обычно неразрывно связаны в своего рода последовательности развития» (Wilson. 1982).
Опираясь на свой тезис о «разбитых окнах», авторы утверждают, что полицейские должны передвигаться по району не только на автомобилях, но и пешком, чтобы своим присутствием влиять на формирование ощущения безопасной среды.
Практика
На практике теорию разбитых окон применил комиссар полиции Нью-Йорка Уильям Браттон в начале 1990-х гг. Браттон обязал всех старших штабных офицеров ездить на работу на метро и организовал пеший патруль.
Полицейские должны были досматривать попрошаек, громких подростков, безбилетников, пьяных людей, наркоманов и бездомных, лежащих на скамейках. В то же время больша́я часть полицейских переоделись из униформы в штатское. Одетые как обычные горожане полицейские должны были патрулировать наиболее неспокойные районы, чтобы преступники осознавали, что отсутствие униформы не означает допустимость правонарушения.
По оценкам некоторых исследователей, именно благодаря этой мере в период с 1990 по 1994 гг. число тяжких преступлений в метро Нью-Йорка сократилось на 75 %; число грабежей – на 64 %. По данным Манхэттенского института политических исследований, порядка 60 тыс. преступлений было предотвращено в период с 1989 по 1998 гг. благодаря применению теории разбитых окон.
Критика
Несмотря на популярность, у теории разбитых окон есть и критики, которые, как правило, считают, что прямая причинно-следственная связь между применением этой теории на практике и снижением преступности не доказана. Обращается внимание на то, что повсеместный полицейский контроль приводит к конфликту стражей порядка с горожанами из-за обилия штрафов за мелкие правонарушения, роста числа арестов (на 80 % за 1990) и агрессии со стороны полицейских. Исследователи Национальных академий США связывают падение числа тяжких преступлений с уменьшением безработицы и употребления наркотиков. Кроме того, число тяжких преступлений в период с 1993 по 1997 гг. уменьшилось по всей стране, вне зависимости от того, применялись ли там принципы теории или нет (Fairness and Effectiveness in Policing. 2004).
Критик теории Бернард Харкорт утверждал, что теория разбитых окон не проверена эмпирически, основывается на неисследованных категориях порядка и беспорядка и приводит к политике нулевой терпимости и росту предрассудков по отношению к неблагополучным слоям общества. В 2014–2015 гг. полиция Нью-Йорка перестала использовать методы, основывающиеся на теории разбитых окон из-за массовых протестов против полицейского насилия.