Таврическое магометанское духовное правление
Таври́ческое магомета́нское духо́вное правле́ние (1794–1917) (ТМДП, Таврический муфтият), высшая религиозно-административная структура мусульманского сообщества Таврической области (1794–1796), Новороссийской губернии (1796–1802), Таврической губернии (1802–1917), а с 1831 г. – также западных губерний Российской империи (Виленская, Волынская, Гродненская, Ковенская, Курляндская, Минская и Подольская), функционировавшая в 1794–1917 гг. ТМДП создано указом императрицы Екатерины II от 23 января (3 февраля) 1794 г. Ранее манифестом Екатерины II от 8(19) апреля 1783 г. в связи с ликвидацией Крымского ханства и включением его территории в состав России местным мусульманам были даны гарантии сохранения существовавшей системы религиозного управления, которая действовала вплоть до 1794 г., когда появилось ТМДП. С 1794 г. сотрудники ТМДП получили казённое содержание [высшие члены ТМДП продолжали называться муфтиями и кади-эскерами (кади-аскерами), а остальные пятеро эфенди позднее именовались уездными кадиями].
До 1831 г. ТМДП являлось слабооформленной структурой, без чёткого определения прав и обязанностей его сотрудников, без указания в законодательном порядке круга дел, подлежавших его рассмотрению, поэтому в повседневной практике зачастую бездействовало.
Деятельность ТМДП
«Положение о Таврическом магометанском духовенстве и подлежащих ведению его делах» 23 декабря 1831 г. (4 января 1832) обозначило юрисдикцию, права, обязанности и функционал новой структуры. Правление получило право рассматривать и решать «по своему закону» «духовного рода дела магометан» (Положение 1831. П. 1). Под духовную юрисдикцию ТМДП также были поставлены мусульмане западных губерний: Волынской, Подольской, Гродненской, Виленской, Минской и Ковенской. В целом в ТМДП была принята двухуровневая (губерния – уезд) система организации управления.
Согласно Положению 1831 г., ТМДП принадлежали права «присутственного места», состоявшего «под непосредственным ведением Таврического губернского правительства и под высшим Начальством Главного управления духовных дел иностранных исповеданий» (Положение 1831. П. 51). На заседании Таврического губернского правления 28 ноября (11 декабря) 1832 г. было принято решение об официальном открытии ТМДП.
Положение 1831 г. сохраняло традиционную для региона наследственную корпоративность мусульманского духовенства, которое было свободно от повинностей и налогов. Высшее духовенство составляли муфтий, его заместитель – кади-аскер (высший религиозный судья), уездные кадии (судьи); местное духовенство представляли хатибы (проповедники), имамы, муллы, мударрисы, гочи (аджи) (преподаватели в религиозных учебных заведениях), руководители текке (дервишских обителей). Особым почётом пользовались суфийские шейхи, а также потомки ряда мусульманских духовных лиц.
ТМДП возглавлялось муфтием, являвшимся духовным главой мусульман Таврической и западных губерний и до 1891 г. избиравшимся собранием мусульман Таврической губернии. С 1891 г. его назначал министр внутренних дел, затем он утверждался в должности непосредственно императорским указом, как и в других регионах России. Положение 1831 г. достаточно подробно определило порядок избрания таврического муфтия, кади-эскера, их утверждения в должности и их подсудности. Так, в выборах муфтия имели право участвовать: высшее мусульманское духовенство, старшие из приходских чинов (хатибы, имамы и муллы губернского и уездного городов), мурзы всей губернии и главы волостей или по одному депутату из каждой волости.
Кади-аскер был непосредственным помощником муфтия, исполнял его поручения. Он имел право замещать муфтия во время его болезни или длительного отсутствия (вследствие увольнения или смерти) до утверждения нового.
Членами ТМДП также были симферопольский, феодосийский, перекопский, евпаторийский и ялтинский уездные кадии, которые находились в административном подчинении муфтия и кади-аскера. Согласно Положению 1831 г., уездные кадии рассматривали и решали все возникавшие во вверенных им уездах и округах дела. Основанием для их деятельности было российское законодательство, а порядок определялся традиционными мусульманскими нормами.
Выборы кадиев, мулл, имамов и хатибов в Таврической губернии происходили под контролем местной администрации. Эти духовные лица избирались, как правило, из числа сыновей местного магометанского духовенства и должны были для получения духовного звания иметь: «согласие приходского общества, изъявленное надлежащим порядком в общественном приговоре, удостоение высшего Магометанского Духовного Начальства по правилам, на сей случай постановленным, утверждение Таврического Губернского правительства» (Положение 1831. П. 42).
Все сотрудники ТМДП получали казённое жалование, имели право на выслугу лет и пенсионное обеспечение. Муфтий получал жалованье в размере 2000 руб. в год, кади-аскер – в разные периоды от 500 до 1500 руб.
В начале своей деятельности ТМДП позволяло местным мусульманам сохранять значительную автономность в решении религиозных вопросов. Отдельные ограничения начались в 1836 г. с принятием Свода уставов исповеданий иноверческих и православного, который подробно регламентировал деятельность мусульманских организаций (в числе других конфессий) и их взаимодействие с государством.
К 1783 г. на полуострове действовала 1531 мечеть, 21 суфийское текке, 25 медресе, 35 мектебе. В подчинении ТМДП находились: мечети с учреждёнными при них учебными заведениями и текке; принадлежащие этим мечетям и текке вакфы; всё магометанское духовенство региона. По сведениям МВД, количество мечетей в ведении ТМДП достигало 750 в 1875 г., в 1885 г. увеличилось до 813. Затем наметилось снижение, связанное с волной миграции крымских татар в 1893 г., в итоге к 1905 г. в Крыму насчитывалось 704 мечети. Несмотря на сокращение числа мечетей, мусульманское духовенство в количественном отношении практически не изменилось (1875 – 761 человек; 1895 – 769 человек; 1905 – 1051 человек). Ввиду активных миграционных процессов, переселения в Османскую империю части крымских татар, к 1914 г. на полуострове действовало 729 мечетей, а численность духовенства сократилась и составила 942 человека.
В целом права, обязанности и круг вопросов в ведении ТМДП во многом совпадали с обязанностями Оренбургского магометанского духовного собрания (к сфере ведения относились духовные дела, а также некоторые гражданские дела: о частной собственности, дела по завещаниям или о разделах наследств, неповиновении детей и о нарушении супружеской верности, ведение метрических книг). В обоих случаях высшее управление духовными делами было коллегиальным, а местное заведование – единоличным; высшее духовенство назначалось властями, а приходские муллы избирались приходскими обществами и утверждались в округах местными губернскими правлениями.
До Октябрьской революции 1917 г. ТМДП играло важную роль посредника между государством и местной властью, строившейся на авторитете духовенства. Благодаря взаимодействию с религиозными лидерами государству удавалось получать своевременную информацию о положении дел в общинах, а также сдерживать попытки турецкой стороны расширить своё влияние в регионе.
25 марта (7 апреля) 1917 г. в Симферополе состоялся Съезд мусульман Крыма, в котором приняло участие 1500 делегатов со всего Крыма и около 500 приглашённых гостей. Одним из результатов работы съезда было всенародное избрание и. о. таврического муфтия, которым стал Н. Челебиджихан (1885–1918), к этому времени уже получивший известность среди крымских татар своей активной общественно-политической позицией и глубокими богословскими знаниями (получил соответствующее образование в Стамбуле). Однако в период гражданского противостояния, в 1918 г., Н. Челебиджихан был расстрелян большевиками.
До момента установления в 1922 г. окончательного контроля большевиков над полуостровом лидеры Белого движения стремились превратить крымских татар-мусульман в своих союзников: разрабатывались проекты положения о самоуправлении крымско-татарского населения, согласно которому предполагалось упразднить ТМДП и комиссию по упорядочению вакуфов в Крыму, а их дела передать органам самоуправления крымских татар. Однако формальной ликвидации правления не произошло, а таврическим муфтием был назначен дворянин Селямет-мурза Кипчакский, который занимал эту должность до Февральской революции. Эмиграция последнего муфтия с Белой армией, конфискация помещения, библиотеки и архива ТМДП привели к тому, что в первые постреволюционные годы правление фактически прекратило своё существование. После установления власти большевиков на полуострове вопросы управления делами мусульман перешли в ведение Народного управления религиозными делами мусульман Крыма (НУРДМК, 1923–1928).
Муфтии ТМДП
Требования к кандидату на должность таврического муфтия (необязательность наличия высшего религиозного образования при наличии высокого общественного авторитета) способствовали тому, что на должность муфтия со временем стали избираться и назначаться представители родовитого крымско-татарского дворянства, имевшие светское образование и хорошие административные навыки, что содействовало выстраиванию конструктивных отношений с властями, поддержанию религиозной инфраструктуры. А в связи с революционными событиями пост таврического муфтия приобрёл особо высокий авторитет и превратил демократически избранного муфтия Н. Челебиджихана в национального лидера крымских татар.
7 апреля 2017 г. в связи со 100-летием Съезда мусульман Крыма по инициативе Духовного управления мусульман Крыма и города Севастополь состоялось торжественное открытие памятной доски Н. Челебиджихану на стене бывшего здания ТМДП.
В 19 в. резиденция муфтия была перенесена из бывшей столицы Крымского ханства – Бахчисарая – в Симферополь. В 1898 г. здание на углу улиц Старопочтовой и Кантарной, д. 94 (по другим данным: № 94/20), было выкуплено для нужд ТМДП у симферопольского купца Г. Э. Апелова (ныне улица Чехова, д. 20). Дом состоял из трёх корпусов, два из которых были связаны между собой, общая площадь двора составляла около 800 кв. м. После революции 1917 г. в здании размещались: Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (1917), Крымскотатарская директория (1917–1919), редакции газет «Миллет», «Крым», журнала «Янъы Чолпан», Татарский отдел Народного комиссариата просвещения Крымской АССР (1920-е гг.), Татарский клуб, библиотека (1920–1930-е гг.). В 1990–2000-е гг. здесь располагались офисы, частные и государственные домовладения.
Муфтии ТМДП: Мусалар-эфенди (1784–1791), Сеит Мегмет-эфенди (1794–1806), Муртаза Челеби-эфенди (1807–1816), Аджи Абдураим-эфенди (1816–1829), Сеит Джемиль-эфенди (1829–1849), Сеит Джемиль-эфенди оглу Эмиров (1850–1879), Али-бей Хункалов (1881–1883), и. о. муфтия Абд аль-Керим-эфенди (кади-аскер) (1886–1891), Аджи Алим-эфенди (1892–1896), Мемет-мурза Кипчакский (1896–1902), Адиль-мурза Карашайский (1903–1916), Селямет-мурза Кипчакский (9(22).2.1917 – 17(30).3.1917, 1920), Номан Челебиджихан (25.3(7.4).1917 – 23.2.1918).