Такахама Кёси
Такаха́ма Кёси (高浜虚子) (22.2.1874, Мацуяма – 8.4.1959, Камакура), японский поэт, писатель. Член Императорской академии искусств (1937).
Родился в многодетной семье самурая. Считался любимым учеником и верным последователем поэта Масаоки Сики, а после его смерти признан в Японии официальным преемником и хранителем традиции трёхстиший хайку. Наряду со своим учителем, один из главных мастеров жанра хайку конца 19 – начала 20 вв. Псевдоним Кёси, под которым Такахама получил известность в литературных кругах, придуман Сики.
В 1895 г. Такахама поступил на филологическое отделение Университета Васэда для изучения японской литературы периода Эдо (1603–1867), однако вскоре бросил учёбу, предпочтя работу в литературных журналах. Работал редактором в журнале 日本人 («Нихондзин», «Японцы») и газете 萬朝報 («Ёродзу тёхо», «Бесчисленные утренние новости»). В 1898–1959 гг. главный редактор литературного журнала ホトトギス («Хототогису», «Горная кукушка»), одним из основателей которого был Масаока Сики (с 2013 журнал возглавляет правнук Такахамы, Инахата Котаро, 稲畑廣太郎, род. 1957).
Такахама видел свою миссию в популяризации поэзии хайку, что должно было вернуть японцев к чистому и естественному восприятию действительности. Подобный подход позволил значительно расширить количество авторов, чьи стихотворения публиковались в журнале, но общий уровень произведений существенно снизился. Особую актуальность распространение традиции сочинения хайку среди широких слоёв населения приобрело после Второй мировой войны 1939–1945 гг., поскольку позволяло сохранить или же создать элементы традиционной культурной идентичности в изменившемся обществе.
С 1907 г. Такахама писал прозу и литературно-критические статьи. В 1908 г. опубликовал сборник малой прозы «Петуший гребешок» (鶏頭, «Кэйто») с предисловием Нацумэ Сосэки – его знакомого, одного из главных японских литераторов начала 20 в. В 1908–1915 гг. Такахама опубликовал несколько романов и повестей, включая такие произведения, как «Мастер хайку» (俳諧師, «Хайкайси», 1908), «Обыкновенный человек» (凡人, «Бондзин», 1909), «Корея» (朝鮮, «Тёсэн», 1912) и «Две хурмы» (柿二つ, «Каки футацу», 1916). В дальнейшем к сочинению прозы он вернулся лишь в 1940-х гг., опубликовав роман «Радуга» (虹, «Нидзи», 1947). В 1916 г. написал пьесу для театра Но «Железные ворота» (鉄門, «Тэцумон»).
Среди богатого литературного наследия Такахамы наиболее высокой оценки удостоились поэтические произведения в жанре хайку, к активному сочинению которых он вернулся в 1912 г. За свою жизнь Такахама написал около 50 тыс. хайку. Среди сборников, изданных при жизни поэта, наиболее репрезентативными считаются «Собрание стихотворений Кёси» (虚子句集, «Кёси кусю», 1928) – первое персональное собрание хайку Такахамы, а также «Сто стихотворений Кёси» (虚子百句, «Кёси хякку», 1958).
Как теоретик Такахама развивал идеи Масаоки Сики, выступая за реалистическое изображение действительности (теория сясэй, 写生, «объективное описание»), при котором избегаются как чрезмерная архаизация, так и применение новых поэтических приёмов, характерных для японской поэзии 1-й половины 20 в. Для реализации принципа сясэй Такахама считал необходимым условием сочинение стихотворений на природе и с этой целью организовывал загородные выезды поэтов, во время которых они совершали пешие прогулки и подбирали темы для своих произведений. Такахама ввёл в обиход термин «объективное копирование жизни» (客観写生, «кяккан сясэй»). В работах по стиховедению подчёркивал значимость ритма в поэзии, а также проводил параллели между сочинением хайку и занятиями живописью. Выступал за соблюдение традиционного размера хайку с чередованием синтагм из 5, 7 и 5 слогов, писал о необходимости включать в стихотворения «сезонные слова» (季語, «киго»), отсылающие к определённому времени года, а основной темой поэзии называл «воспевание цветов и птиц» (花鳥諷詠, «катё фуэй»), тем самым концентрируясь на поэтическом изображении и прославлении красоты природы и отстраняясь от социальной тематики. От стихотворений Сики, для которого было важно объективное наблюдение природы, произведения Такахамы отличает акцент на передаче субъективных переживаний, вызванных природными объектами. Хайку Такахамы присущи элементы, нехарактерные для традиционной японской поэзии: например, использование, наряду с исконной японской лексикой ваго, китаизмов.
Вклад Такахамы в сохранение и популяризацию традиции хайку удостоился высокой оценки как его современников, так и последующих поколений.
Награждён орденом Культуры (1954), орденом Священного сокровища 1-й степени (посмертно).