Storm Shadow (крылатая ракета)
Storm Shadow («Сторм Шэдоу» или «Шторм Шэдоу», с англ. «Штормовая тень», «Тень бури»), высокоточная ударная крылатая ракета (КР) класса «воздух – поверхность» большой дальности с обычной («конвенциональной») боевой частью. Совместная разработка компаний Matra (Франция) и British Aerospace (Великобритания). Серийно производится европейским объединением MBDA. Начиная с 2004 г. стоит на вооружении Королевских военно-воздушных сил (КВВС) Великобритании и военно-воздушных сил (ВВС) Франции (под обозначением SCALP-EG, Système de croisière conventionnel autonome à longue portée – Emploi General, с франц. – Многоцелевая крылатая ракета большой дальности с обычной боеголовкой и самонаведением). Поставляется на экспорт.
КР Storm Shadow предназначена для поражения дорогостоящих стационарных объектов, таких как авиабазы, радиолокационные установки, узлы связи и портовые сооружения. Может точно поражать цели в любых погодных условиях днём и ночью. Предельно малая высота полёта в сочетании с минимальной эффективной площадью рассеяния делают Storm Shadow малозаметной ракетой.
Кроме Великобритании и Франции, КР Storm Shadow и её модификации стоят на вооружении ВВС Греции, Египта, Индии, Италии, Катара, Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Саудовской Аравии, а с 2023 г. – также и на вооружении Украины.
Самолёты – носители КР Storm Shadow: Eurofighter Typhoon, F-35, Gripen, Harrier GR9, Mirage 2000, Rafale, Tornado GR4, Tornado IDS.
Разработка концепции крылатой ракеты типа Storm Shadow
Идея разработки ракет, подобных Storm Shadow, возникла в 1982 г., в ходе вооружённого конфликта между Аргентиной и Великобританией за обладание Фолклендскими (Мальвинскими) островами (в последующем получил известность как Фолклендская война), когда самолёты КВВС Великобритании столкнулись с серьёзным противодействием при атаке хорошо защищённых объектов, находящихся под прикрытием средств противовоздушной обороны (ПВО) противника. Для минимизации потерь самолётов и их лётных экипажей при решении подобных боевых задач была предложена концепция управляемых ракет большой дальности, пуски которых можно осуществлять, не входя в зону действия ПВО противника.
Важнейшей составляющей концепции новой ракеты стала идеология её наведения на цель с использованием спутниковой системы глобальной навигации Global Positioning System (GPS). Фактически использование GPS явилось тем определяющим технологическим новшеством, благодаря которому реализовалась возможность нанесения быстрых и высокоточных ударов боеприпасами подобного класса.
В 1987 г. под эгидой НАТО в рамках программы разработки модульного оружия, применяемого из-за пределов досягаемости средств ПВО противника MSOW (Modular Stand-Off Weapon), в которой участвовали США, Великобритания, Испания, Канада, Франция, Западная Германия и Италия, был проведён конкурс на разработку ракеты класса «воздух – земля» большой дальности. Победу в конкурсе одержал альянс, возглавляемый компанией Rockwell International (США), но в последующем программа была свёрнута после выхода из неё Франции, Канады, а затем и США.
Тем не менее концепция управляемых крылатых ракет большой дальности воздушного базирования получила дальнейшее развитие по итогам анализа хода и результатов операции «Буря в пустыне» (1991).
Конкурс КВВС Великобритании CASOM
В технических требованиях КВВС Великобритании 1994 г. [The 1994 Staff Requirement (Air) #1236] были определены требования к ракете большой дальности с обычной боевой частью CASOM (Conventionally Armed Stand Off Missile) для использования против укреплённых целей, таких как самолётные укрытия, командные пункты и центры управления. На формирование требований КВВС большое влияние оказало желание Великобритании обладать оружием для нанесения глубокого удара и при этом иметь возможность его применения без согласования с США. Это вылилось в требование обеспечения наведения ракеты на цель как с использованием GPS, так и автономно по рельефу местности. При этом, ввиду отсутствия у Великобритании стратегической бомбардировочной авиации, было выдвинуто дополнительное требование использовать в качестве носителя ракеты истребители-бомбардировщики класса Typhoon. Таким образом, ракеты CASOM изначально предназначались для оснащения самолётов КВВС Великобритании типа Harrier, Tornado и Eurofighter 2000 Typhoon.
Таблица 1. Проекты, представленные на конкурс КВВС Великобритании CASOM
Проект | Разработчик |
Hakim (проект разрабатывался начиная с 1982 и сменил последовательный ряд названий: Project Alpha, GMX, Felix, Pegasus, Little Brother, PGM, Centaur) | GEC Marconi (Великобритания), |
ADM-141 TALD | Brunswick Corporation (США) |
Airhawk | Hughes (США) / |
Grand SLAM | McDonnell Douglas (США) |
Asura | Aerospatiale (Франция) |
Popeye 3 | Rafael (Израиль) |
KEPD 250/350 | Daimler-Benz Aerospace (ФРГ) / |
JSOW | Texas Instruments (США) |
Storm Shadow | Matra Defense (Франция) / |
КР Storm Shadow представляет собой дальнейшее развитие ракеты, разработанной в рамках франко-германского проекта APACHE (Armé Propulsée A Charges Ejectables, с франц. – Реактивное оружие с отделяемой головной частью), начатого в 1983 г. Первоначальная модификация APACHE AP оснащалась десятью кассетными боеприпасами KRISS, предназначенными для поражения взлётно-посадочных полос аэродромов, и имела радиус действия 140 км.
В 1986 г. начались лётные испытания первой модификации ракеты APACHE AP, но в 1988 г. из программы вышла Германия. В соответствии с требованиями ВВС Франции к КР дальностью 250–400 км, способной поражать защищённые цели, была разработана модификация AHACHE AI, версия которой дальностью 250 км и была предложена Великобритании для совместной разработки по программе Storm Shadow.
В 1996 г. компании Matra Defense и BAe Dynamics объединились в компанию Matra BAe Defense, которая, в свою очередь, в 2001 г. вошла в состав англо-франко-итальянского объединения MBDA.
Первые контракты, ход разработки и принятие на вооружение
В рамках выполнения требований КВВС Великобритании к ракетам большой дальности с обычным вооружением CASOM в феврале 1997 г. Министерство обороны Великобритании заключило контракт стоимостью 700 млн фунтов стерлингов с MBDA на разработку и производство ракеты большой дальности Storm Shadow.
В декабре 1997 г. французское Генеральное управление вооружений (DGA, Direction générale de l'armement) также заключило с MBDA контракт на сумму 6 млрд французских франков на разработку и поставку КР SCALP-EG (в качестве французской версии КР Storm Shadow) для оснащения самолётов типа Mirage 2000D и Rafale.
В октябре 1999 г. Италия разместила заказ на закупку КР Storm Shadow для оснащения самолётов Tornado итальянских ВВС. В том же 1999 г. ОАЭ заключили контракт с MBDA на поставку Storm Shadow для оснащения своих самолётов Mirage 2000-9.
В августе 2000 г. правительство Греции также заключило контракт на оснащение ракетами Storm Shadow самолётов Mirage 2000-5 Mk2 ВВС Греции. В декабре 2003 г. Греция разместила дополнительный заказ на такие ракеты.
Первый испытательный пуск КР типа Storm Shadow был проведён на полигоне Исследовательского центра по запуску ракет CELM (Centre d'essais de lancement de missiles) Главного управления по закупкам вооружений Министерства обороны Франции в г. Бискаррос (в Аквитании) в декабре 2000 г. Запущенная с борта самолёта Mirage 2000N ракета SCALP-EG пролетела более 250 км на малой высоте и успешно поразила цель. Первый пуск КР Storm Shadow с борта британского самолёта Tornado GR4 состоялся в мае 2001 г. на авиабазе BAE SYSTEMS в Уортоне, Великобритания. В 2004 г. КР Storm Shadow была принята на вооружение КВВС Великобритании, а КР SCALP-EG поступила на вооружение ВВС Франции.
Особенности конструкции
Ракета спроектирована по нормальной аэродинамической схеме, имеет корпус трапециевидного сечения, спроектированный с учётом требований по снижению эффективной площади рассеивания (ЭПР). В верхней части корпуса расположено крыло умеренной стреловидности, консоли которого в транспортном положении складываются назад вдоль по корпусу. В носовой части корпуса установлена инфракрасная головка самонаведения, защищённая сбрасываемым обтекателем. В центральной части корпуса расположена боевая часть двойного действия.
Двигатель установлен в хвостовой части, воздухозаборник – на нижней поверхности корпуса. Горизонтальные и парные вертикальные рули направления, а также выдвигающиеся в полёте аэродинамические «плавники» расположены в хвостовой части.
Ракета крепится к носителю посредством двух узлов крепления, расположенных в верхней части её корпуса.
Оборудование и особенности применения
Навигационная система ракеты включает в себя систему инерциальной навигации INS (Inertial Navigation System), систему глобального позиционирования GPS и систему навигации по рельефу местности для лучшего контроля траектории и точного поражения цели. Ракета оснащена пассивной инфракрасной головкой самонаведения IIR (Imaging Infra-Red Sensor).
Перед пуском КР Storm Shadow программируется с учётом параметров цели и траектории, которую необходимо пройти. После пуска ракета следует по запрограммированной траектории на предельно малой высоте, а её система самонаведения постоянно сравнивает изображение местности, получаемое при помощи инфракрасной головки самонаведения, с сохранёнными в памяти изображениями. На заключительном этапе полёта ракета набирает высоту, сбрасывает носовой обтекатель, чтобы позволить головке самонаведения IIR увидеть цель. Когда система самонаведения обнаруживает цель и сравнивает её параметры с хранящимся в памяти изображением, точка прицеливания идентифицируется и используется для наведения ракеты на конечном участке траектории.
Ракета оснащается обычной (неядерной) двухступенчатой тандемной боеголовкой типа BROACH (Bomb Royal Ordnance Augmented Charge). Первая ступень боеголовки представляет собой заряд, при подрыве которого формируется кумулятивная струя, которая пробивает преграду и прокладывает путь для второй ступени. Вторая, основная ступень боеголовки проникает внутрь, взрывается и уничтожает цель.
Основные характеристики и модификации
Таблица 2. Тактико-технические характеристики крылатых ракет Storm Shadow / SCALP-EG
Характеристика | Значение |
Стартовая масса, кг | 1300 |
Длина, м | 5,10 |
Размах крыла, м | 3,00 |
Диаметр корпуса, м | 0,48 |
Эффективная площадь рассеяния, кв. м | 0,01–0,03 (экспертная оценка) |
Скорость полёта, M | 0,8 |
Дальность полёта, км | 250–560 |
Высота полёта, м | 30–40 |
Силовая установка | Турбореактивный двигатель (ТРД) |
Тяга двигателя, кН | 5,4–5,7 |
Система наведения | Инерциальная бортовая система, GPS и система предупреждения о сближении с землёй TERPROM (TERrain PROfile Matching); терминал наведения через инфракрасную систему электронно-оптической корреляции траектории полёта ракеты DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlator) для получения изображений цели |
Стоимость изделия, евро / фунты стерлингов | €850 000 / £790 000 |
Таблица 3. Основные модификации крылатых ракет типа Storm Shadow
Модификация | APACHE AP | Storm Shadow | SCALP-EG | Black Shaheen | SCALP Naval |
Основной заказчик | Франция | Великобритания | Франция | Объединённые Арабские Эмираты | Франция |
Тип старта | Воздушный | Воздушный | Воздушный | Воздушный | Надводный Подводный |
Носитель | Mirage 2000D, Dassault Rafale | Tornado GR4, Harrier GR9, Eurofighter Typhoon | Mirage 2000D, Dassault Rafale | Mirage 2000-9 | Фрегат FREMM Подводная лодка проекта Barracuda |
Дальность полёта, км | 140 | 400 | 400 | 290 | 1400 1000 |
Масса боевой части, кг | 560 | 400 | 400 | до 500 | 300 |
Тип боевой части | кассетная | BROACH | BROACH | BROACH | многоцелевая |
Стартовая масса, кг | 1230 | 1300 | 1300 | 1300 | 1400 |
APACHE AP – исходный вариант крылатой ракеты воздушного базирования малой дальности, предназначенной для разрушения взлётно-посадочных полос аэродромов. Оснащается кассетной боевой частью, приводится в действие двигателем Microturbo TRI-60-30, управляется инерциальной навигационной системой и активной радиолокационной головкой самонаведения. Высота полёта 150 м, в завершающей фазе атаки снижается до 50 м, чтобы уклониться от систем ПВО противника.
STORM SHADOW и SCALP-EG – созданы на базе КР APACHE, практически идентичны, различаются только в части программного обеспечения и реализации интерфейса ракеты с самолётом. Тандемная боевая часть обеспечивает поражение хорошо защищённых объектов. Управляются навигационной системой, использующей инерциальную навигацию, GPS и навигацию с привязкой к местности.
BLACK SHAHEEN – версия КР SCALP EG, разработанная для экспорта в ОАЭ для оснащения истребителей Mirage 2000-9. В соответствии с требованиями режима контроля за распространением ракетных технологий дальность полёта ракеты уменьшена.
SCALP Naval – морская модификация КР SCALP-EG надводного и подводного базирования, создана для ВМС Франции в рамках программы разработки КР морского базирования MdCN (Missile de Croisière Naval). Длина ракеты увеличена до 5,5 м. Ракета оснащается твёрдотопливным ускорителем, турбореактивным двигателем Microturbo TR-50 и новой многоцелевой боевой частью. Управляется инерциальной навигационной системой и системой спутниковой навигации GPS. Запуск может осуществляться с корабельных установок вертикального пуска Sylver A70 или из стандартных 533-мм торпедных аппаратов. Предназначена для оснащения франко-итальянских многоцелевых фрегатов типа FREMM (Frégate Européenne Multi-Mission) и атомных подводных лодок проекта Barracuda.
Серийное производство и эксплуатация
Цикл производства КР Storm Shadow / SCALP-EG составляет порядка 18 месяцев. Срок хранения – 12 лет, заправленные топливом ракеты хранятся в герметичных контейнерах. За время реализации программы Storm Shadow / SCALP-EG заказчикам из 9 государств было поставлено более 4650 ракет.
В феврале 2017 г. компания MBDA провела работы по обслуживанию и продлению срока службы ракет Storm Shadow / SCALP-EG для министерств обороны Великобритании и Франции.
В декабре 2020 г. ВВС Индии обратились к представителям компании MBDA с просьбой о доработке программного обеспечения КР SCALP-EG для ранее приобретённых Индией истребителей Rafale, чтобы получить возможность поражать цели на высоте до 4000 м над уровнем моря.
Боевое применение
В 2003 г. на начальном этапе войны в Ираке в рамках операции TELIC самолёты Tornado GR4 617-й эскадрильи КВВС Великобритании Dambusters выполнили боевые пуски 27 КР Storm Shadow, несмотря на то что официально они ещё не были приняты на вооружение.
КР Storm Shadow и SCALP EG использовались Францией, Италией и Великобританией в Ливии. 19 марта 2011 г. четыре самолёта Tornado GR4 совершили полёт общей протяжённостью 3000 миль (в оба конца), чтобы нанести удар ракетами Storm Shadow по ключевым ливийским объектам. Самолёт вернулся в на авиабазу КВВС в г. Мархем в Восточной Англии (графство Норфолк), добившись 8 из 8 прямых попаданий.
15 декабря 2015 и 2 января 2016 гг. в Сирии в рамках операции Chammal французские самолёты выпустили 15 КР SCALP-EG по целям ИГИЛ (т. н. Исламское государство, террористическая организация, запрещённая в РФ).
26 июня 2016 г. КР Storm Shadow использовались для поражения бетонного бункера, используемого в качестве оружейного склада на западе Ирака. Четыре ракеты Storm Shadow были запущены двумя самолётами Tornado, все ракеты добились прямых попаданий и проникли глубоко внутрь бункера.
В октябре 2016 г. правительство Великобритании подтвердило, что КР Storm Shadow были использованы Саудовской Аравией c борта самолётов Tornado в ходе конфликта в Йемене.
В апреле 2018 г. в Сирии четырьмя самолётами Tornado GR4 КВВС Великобритании был проведён пуск ракет Storm Shadow по объекту примерно в 15 милях к западу от г. Хомс, где, как было заявлено, находился склад химического оружия.
В марте 2021 г. в Ираке состоялось первое боевое применение КР Storm Shadow с самолётов Typhoon FGR4. Три самолёта произвели удары десятью ракетами по обнаруженным труднодоступным пещерам.
12 мая 2023 г. Вооружённые силы Украины впервые применили КР Storm Shadow в ходе Специальной военной операции. Удары наносились по целям в г. Луганск. Ракеты разорвались на территории предприятия полимерных упаковок «Полипак» и мясоперерабатывающего комбината «Милам». Министерство обороны РФ в сводке от 13 мая сообщило, что «истребительной авиацией ВКС России наносивший ракетный удар по Луганску самолёт Су-24 и прикрывавший его истребитель МиГ-29 воздушных сил Украины сбиты». За день до удара, 11 мая 2023 г., министр обороны Великобритании Бен Уоллес сообщил о поставке КР Storm Shadow на Украину, признав при этом, что Storm Shadow «не стоят в одном ряду с российской гиперзвуковой ракетой "Кинжал" или крылатой ракетой "Калибр"».
Иностранные аналоги
Ракеты, аналогичные Storm Shadow (SCAPL-TG), получили достаточно широкое распространение в мире:
AGM-158 JASSM (США);
CJ-10К (Китай);
SOM (Турция);
Taurus KEPD 350 (Германия);
Wan Chien (Тайвань);
Х-101, Х-555 (Россия).
Оценка перспектив
В феврале 2022 г. представители компании MBDA объявили, что Великобритания и Франция подтвердили начало работ по программе создания перспективной многоцелевой крылатой ракеты для противокорабельной ракетной системы FC/ASW (Future Cruise / Anti-Ship Weapon) с целью замены стоящих на вооружении КР Storm Shadow / SCALP-EG и APACHE. В рамках проекта оцениваются две взаимодополняющие концепции: дозвуковой малозаметной ракеты и сверхзвуковой высокоманёвренной ракеты. Предполагается, что новая ракета может поступить на вооружение к 2030 г.