«Столыпинский вагон»
«Столы́пинский ваго́н», стандартный железнодорожный вагон для перевозки крестьян из центральных губерний Российской империи в Сибирь и на Дальний Восток. Появление было связано с активным переселенческим движением в рамках столыпинской аграрной реформы. Первоначально для транспортировки использовались теплушки, но они не отвечали требованиям к перевозке людей. В связи с чем в 1908 г. по заказу Управления железных дорог Министерства путей сообщения Российской империи на основе пассажирского вагона 3-го класса был специально разработан пассажирский вагон 4-го класса вместимостью до 40 человек. Вдоль одной стороны вагона располагался широкий проход с багажными полками; с другой стороны – купе с 3 ярусами полок для лежания и дополнительными откидными. Вагон был оснащён 2 санузлами. Отапливался 2 дровяными печами, имелось освещение и вытяжная вентиляция.
С 1920-х гг. в СССР «столыпинскими вагонами» стали неофициально называть вагонзаки для перевозки заключённых.