Среднеазиатское духовное управление мусульман
Среднеазиа́тское духо́вное управле́ние мусульма́н (САДУМ), одно из четырёх духовных управлений мусульман в Советском Союзе в послевоенное время. Учреждено в 1943 г. на съезде (курултае) представителей мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте 20–23 октября 1943 г. как Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (ДУМСАК). Муфтием был избран Эшон Бабахан.
В округ ДУМСАК входили все республики Средней Азии и Казахстан. Штаб-квартира САДУМ располагалась в Ташкенте. В республиках были созданы кадийаты, во главе которых были назначены кадии.
Когда в 1948 г. на правительственном уровне в Москве обсуждался проект создания всесоюзного исламского центра, Советом по делам религиозных культов предлагалась кандидатура муфтия ДУМСАК Эшона Бабахана на пост председателя этой структуры, однако центр так и не был создан.
В 1950–е гг. ДУМСАК становится главным советским муфтиятом, витриной ислама в СССР. В программу визитов СССР многих делегаций из мусульманских стран включалось посещение резиденции ДУМСАК в Ташкенте. В Ташкенте проходили также важные международные мероприятия с участием руководителей мусульманских стран. Так, в частности, 10 января 1966 г. в Ташкенте по результатам переговоров между президентом Пакистана и премьер-министром Индии была подписана Ташкентская декларация. Муфтии ДУМСАК, и прежде всего Зияуддин Бабаханов, активно выступали на международных конференциях с докладами, в которых разъяснялись различные аспекты внутренней и внешней политики СССР.
В 1961 г. в структуре САДУМ создан отдел по международным связям, а в 1962 г. принято решение об учреждении Отдела международных связей мусульманских организаций СССР – общего для всех четырёх советских муфтиятов. Данный орган возник по инициативе Совета по делам религиозных культов и с согласия ЦК КПСС. Перед отделом стояли следующие задачи: «готовить предложения и рекомендации по вопросам контактов и связей мусульманских религиозных организаций СССР с зарубежными мусульманскими организациями и их руководителями; реферирование мусульманской и другой зарубежной прессы; подготовка проектов материалов, разоблачающих дезинформацию зарубежной пропаганды в отношении СССР; подготовка для распространения за границей материалов о жизни мусульман СССР; обслуживание приезжающих в СССР мусульманских деятелей; подготовка предложений о поездках за границу мусульманских деятелей СССР». Фактически отдел был подразделением Совета по делам религий при Совете министров СССР, а не общим органом духовных управлений мусульман.
В 1962 г. ДУМСАК было переименовано в Среднеазиатское духовное управление мусульман (САДУМ).
Как и в других советских муфтиятах, основными направлениями деятельности САДУМ были: учёт зарегистрированных культовых зданий и святых мест; надзор за мусульманскими служителями культа; кадровые вопросы (в том числе отстранение от должности служителей культа, нарушивших советское законодательство о культах) и др. САДУМ также занималось выпуском богословско-правовых заключений (фетв), посвящённых различным аспектам исламского вероучения в условиях советского государства. Фетвы издавались на узбекском и таджикском языках с переводом на русский. Значительный объём фетв САДУМ был посвящён т. н. нешариатским обычаям и ритуалам, таким как паломничество (зийарат) к «святым местам», выкуп грехов умершего, выплата калыма и др. Одной из наиболее известных была неоднократно издававшаяся фетва «О несовместимости "ишанизма" и "мюридизма" с учением ислама», содержавшая богословскую критику суфизма.
Содержание фетв и других документов САДУМ комментировалось и разъяснялось в письмах (как правило, за подписью муфтия), адресованных имам-хатибам мечетей.
В конце 1980-х гг. в САДУМ стали сильнее проявляться центробежные тенденции. Кадийаты в республиках стали решать многие вопросы самостоятельно, не обращаясь к САДУМ. При этом сепаратистские тенденции в САДУМ отмечались уполномоченными Совета по делам религиозных культов в Казахской, Таджикской и Киргизской ССР уже в начале 1950-х гг.
4 февраля 1989 г. у резиденции САДУМ собрался митинг верующих с требованием отставки муфтия Шамсиддинхана Бабаханова, которого обвиняли в коррупции и связях с КГБ. Новым муфтием был избран Мухаммад-Содик Мухаммад-Юсуф.
В 1990 г. Муфтият мусульман Казахстана объявил о своей независимости (позднее был переименован в Духовное управление мусульман Казахстана). Затем о независимости объявили другие кадийаты САДУМ. В 1991 г. САДУМ было переименовано в Духовное управление мусульман Мавераннахра и прекратило таким образом своё существование как муфтият (юрисдикция последнего распространилась на весь регион Средней Азии и Казахстана).
Высший орган САДУМ – съезд (курултай) мусульманского духовенства и мусульман Средней Азии. На курултае избирались муфтий и президиум САДУМ.
В 1945–1948 гг. САДУМ издавало «Журнал Духовного управления народов Средней Азии и Казахстана». В 1968–1991 гг. печатным органом САДУМ был журнал «Совет шарки мусулмонлари» («Мусульмане Советского Востока»), выходивший с периодичностью четыре номера в год на следующих языках: узбекском (с 1968), арабском (с 1969), французском (с 1974), английском (с 1974), фарси (с 1980), дари (1984–1988) и русском (с 1990). В 1991 г. журнал был переименован в «Мусульмане Мовароуннахара». С 1991 г. также выходит газета «Ислом нури» («Свет ислама»).
При САДУМ функционировали медресе Мир-и Араб в Бухаре (с 1946) и Высший исламский институт имени Имама аль-Бухари (с 1971). Это были единственные в СССР (до 1989) высшие учебные заведения, готовившие кадры для духовных управлений мусульман.
Муфтии: Эшон Бабахан (1943–1957), Зияуддин Бабаханов (1957–1982), Шамсиддинхан Бабаханов (1982–1989), Мухаммад-Содик Мухаммад-Юсуф (1989–1991).