Социальный проект
Социа́льный прое́кт, вид ограниченной во времени деятельности, направленный на решение актуальной социальной проблемы или на достижение социально значимого результата для конкретной целевой аудитории. Социальные проекты реализуются в различных областях (экология, культура, образование, здоровье, спорт), могут быть направлены на помощь людям в трудных жизненных ситуациях, развитие волонтёрства, среды проживания, внедрение инклюзивных практик. В отличие от бизнес-проектов, не направлены на получение прибыли, а решают социальные проблемы.
Принято выделять целевые аудитории социального проекта (лиц, на которых направлены проектные мероприятия) и благополучателей проекта (лиц, чьи проблемы решает проект). Как правило, это одни и те же люди, но не всегда. Так, в проектах, направленных на подготовку волонтёров для последующей работы в больницах или хосписах, благополучателями являются пациенты, а целевой аудиторией – волонтёры.
Любой социальный проект реализуется в определённой социальной среде, факторы и субъекты которой могут оказать на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Среди факторов среды есть те, на которые нельзя повлиять при реализации социального проекта, но которые необходимо учитывать (факторы макросреды), и те, на которые повлиять можно (факторы микросреды). Заинтересованные лица – это внешние субъекты (люди или организации), на чьи интересы могут повлиять результаты осуществления социального проекта, или те, кто может повлиять на его реализацию. Особое место среди заинтересованных лиц занимают партнёры – субъекты, активно участвующие в проекте и помогающие ему успешно осуществиться. В качестве партнёров могут выступать как физические, так и юридические лица, чтобы оказывать финансовую, юридическую, консультационную или информационную поддержку.
Этапы (фазы) социального проектирования
Выделяют следующие этапы социального проекта:
1. Инициирование. Выявление социальной проблемы (или возможности), определение заинтересованных лиц, формирование команды проекта. Проблема – несоответствие между существующим и желаемым положением дел; возможность – новый способ улучшения существующей ситуации или способ создания новой ситуации, возникшей вследствие изменения социальной реальности. Проект актуален, если он позволяет разрешить проблему (или реализовать возможность) конкретной целевой аудитории в нужный момент.
2. Планирование. В зависимости от проблемы (возможности) происходит разработка идеи проекта, постановка цели и задач, разработка плана мероприятий, формирование ресурсной базы проекта и подготовка бюджета. Исходя из проблемы (возможности), организаторы разрабатывают идею и ставят цель и задачи проекта. Цель – конечный ожидаемый результат, положительные изменения, которые произойдут в результате реализации проекта; задачи последовательно ведут к достижению цели. При определении задач проекта целесообразно помнить основные правила их постановки: задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, согласованными между собой и ограниченными во времени.
На этапе планирования также происходит анализ и оценка рисков проекта. В ходе социального проектирования могут возникнуть обстоятельства или события, которые способны негативно повлиять на социальный проект и затруднить его осуществление. Такие события (обстоятельства) называются рисками. Риски бывают внешними и внутренними. Внешние риски связаны с влиянием факторов внешней среды. Среди них можно выделить контролируемые (те, которые можно прогнозировать и на которые можно повлиять) и неконтролируемые (на которые нельзя повлиять, но к которым необходимо адаптироваться). Внутренние риски возникают во внутренней среде организации и обычно являются контролируемыми. Для минимизации рисков на этапе разработки идеи необходимо провести анализ факторов внешней и внутренней среды; выявить те из них, которые могут оказать наибольшее влияние на проект, и разработать ряд мероприятий по минимизации рисков.
3. Реализация. Предполагает исполнение проектных задач по ранее разработанным планам, проведение проектных мероприятий в соответствии с планом, коммуникацию с целевой аудиторией.
4. Завершение. Включает анализ и оценку достигнутых результатов, а также возможностей для последующего развития социального проекта.
Анализ результатов проекта предполагает выявление положительных последствий для целевой аудитории, основных проблем, которые возникали в ходе реализации проекта, а также навыков и компетенций, полученных командой в ходе реализации проекта. Результаты проекта должны строго соответствовать поставленной цели и задачам. Чтобы оценить результаты социального проекта, необходимо рассмотреть, какие изменения произошли после его реализации, как проект повлиял на целевую аудиторию и благополучателей, к каким социально значимым переменам привёл. Результаты могут быть количественными и качественными. Количественными показателями для оценки результатов можно считать, например, число подготовленных волонтёров, количество проведённых мероприятий. Кроме того, можно использовать следующие общие критерии успешного завершения проекта: цели проекта достигнуты в срок; бюджет проекта не превышен; мероприятия проведены согласно плану.
Качественная оценка результатов предполагает оценку степени решённости выбранной социальной проблемы или достижения социально значимого результата, а также удовлетворённости целевой аудитории результатами, полученными в ходе реализации проекта. Эти результаты должны привести к положительным изменениям в социальной реальности. Анализ и оценка таких изменений могут быть произведены с использованием социологического инструментария – опросов благополучателей, проведения глубинных интервью с членами команды и представителями целевой аудитории.
Развитие проекта
После завершения проекта и анализа его результатов необходимо понять, каковы будут дальнейшие шаги. В частности, может быть принято решение о завершении, продолжении или расширении проекта. Решение о продолжении проекта должно быть принято на основе анализа возможностей и целесообразности такого шага. Проект может быть, например, масштабирован или реализован либо в другом месте, либо по отношению к другой целевой аудитории. При этом навыки и компетенции, полученные командой в ходе реализации проекта, могут успешно применяться при осуществлении других проектов.