Социальные ожидания
Социа́льные ожида́ния (англ. expectation), распространённые в группе или в обществе представления о должном поведении, разделяемых всеми оценках и эмоциях, значимости или неважности тех или иных событий. Социальные ожидания облегчают прогноз поведения членов сообщества.
Социальные ожидания – это неформализованный (не зафиксированный в законах или писаных правилах) элемент нормативной регуляции индивидуального или группового социального поведения. Имеют ценностную природу. Содержат социально желательные явные (артикулированные) или неявные (подразумеваемые) предписания: должного поведения в определённой ситуации, мнений о феноменах природы и общества, чувств, оценок. Не совпадающие с ожиданиями поведение, мнения, чувства и оценки предполагают их обоснование – разъяснение своего мнения, приведение аргументов, оправдывающих отклонение от общепринятого с помощью апелляций к научному знанию («английские учёные считают...»), авторитетному («врач посоветовал…») или собственному опыту («своими глазами видел...»); универсальным или альтернативным нормативным системам («везде / у нас принято здороваться, снимать обувь...» и т. п.); собственным потребностям организма, желаниям или личностным особенностям. Обоснованиям свойственны пристрастность, предубеждения, другие искажённые приписываниями восприятия и оценки. Но взаимодействия строятся именно на основе этих приписываний. «Согласие в обоснованиях является как предпосылкой, так и следствием межличностных отношений» (Ольшанский. 1997. С. 85).
Интерес социологов и социальных психологов к роли социальных ожиданий в социальном взаимодействии стимулирован идеями теоретиков социального конструктивизма. Один из базовых постулатов этих теорий – критика логического объективизма. Институты, социальные роли, правила являются продуктами человеческой деятельности, а не феноменами объективного мира. Игнорирование этого принципа приводит к фундаментальной ошибке научного и обыденного познания: «дегуманизированной фактичности» (реификации) – приданию статуса реальности феноменам человеческого сознания (Бергер. 1995. С. 146–147). Согласно методу феноменологической редукции, вопрос о том, существуют ли феномены объективного мира, следует вынести за скобки, сосредоточившись на познании их субъективных значений. Непосредственное отношение к теме социальных ожиданий имеет ключевое понятие феноменологии – жизненный мир. Это будничные действия, принятые сообществом условности, правила повседневного поведения и повседневные представления об окружающем. Жизненный мир воспринимается и интерпретируется при помощи типизаций рутинных событий. Типизации – это то, что помогает нам узнавать ситуацию и подсказывает, что нужно делать (Шюц. 2003. С. 132–151; 267–273). Основа типизации – обобщение коллективного или индивидуального опыта. Люди одной культуры, взаимодействуя друг с другом, исходят из допущений, что партнёры способны встать на их позицию; что события имеют для них один и тот же смысл; что другие люди понимают события примерно так же, как и они (обоюдность и смысловая конгруэнтность социального взаимодействия) (Щютц. 2003. С. 116–117; 141–145; 151–154). Типизации существуют в контексте жизни, поэтому ответ на вопрос «Что происходит?» неоднозначен даже для очевидца, если он находится вне контекста (например, плач невесты на свадьбе может быть неправильно понят посторонним). Понять роль контекста (ситуации) для функционирования социальных ожиданий помогает теория фреймов Э. Гоффмана (Гоффман. 2004).