Сортировочная горка
Сортиро́вочная го́рка, сооружение на сортировочных и некоторых грузовых железнодорожных станциях в виде насыпи, на которой уложены пути, предназначенное для формирования и расформирования составов поездов. Состоит из надвижной части, горба горки и спускной части. Подвижной состав надвигается на горку локомотивом по пологому подъёму, что облегчает расцепку вагонов или их групп. Перевалив за горб горки, отцепленные вагоны (отцепы) далее скатываются по крутому спуску под действием силы тяжести. Между скатывающимися отцепами образуются интервалы, позволяющие переводить стрелки перед разветвлением путей и направлять вагоны на пути сортировочного парка в соответствии с планом формирования составов поездов. Для регулирования скоростей скатывания и интервалов между отцепами на сортировочной горке устраивают тормозные позиции, оборудованные вагонными замедлителями. Высота сортировочной горки обычно не превышает 3,5–4,5 м.
Сортировочные горки оборудуются светофорной сигнализацией и парковой радиосвязью, при помощи которой оператор может передавать в сортировочный парк сведения о составе отцепов, пути следования каждого отцепа и др. Сортировочные горки крупных сортировочных станций снабжены устройствами комплексной механизации и автоматизации процесса сортировки вагонов – горочной автоматической централизацией (обеспечивает автоматический перевод стрелок, участвующих в распределении отцепов), системами автоматического регулирования скорости скатывания отцепов и задания скорости роспуска составов с телеуправлением горочными локомотивами и др.