Сомалийские животные сказки
Сомалийские животные сказки. Животные сказки – древнейший жанр мирового фольклора, героями которого выступают животные, наделённые антропоморфными чертами.
Главные персонажи сомалийских животных сказок – лев, гиена и шакал. Действуют в них и другие звери – гепард, леопард, бабуин, черепаха и белка. Домашним животным (верблюдам, коровам, ослам, овцам и козам) отводится пассивная роль. Сомалийского фольклорного льва все персонажи боятся и слушаются; он «себе на уме», но мудрости в нём нет, поэтому он не способен просчитать ситуацию даже на шаг вперед («Жадность», «Белка и лев»). Исключение – сказка о быках, которых лев перессорил и съел, но эти животные, как известно, умом тоже не блещут («Три быка»). При дележе добычи лев присваивает либо лучшую её часть («Девять гиен и лев», «Семь бабуинов и лев»), либо бóльшую («Выбитый глаз гиены»), но чаще всего забирает всё («Лев, гиена, леопард, гепард и шакал»). А если добычи нет, не гнушается и своими подданными. В сказке «Умный шакал» лев, прикинувшись больным, заманивает зверей к себе в логово и съедает. Спасается только шакал, заметивший, что все следы ведут в «дом» льва, но ни один из него не выходит.
Хитрый шакал играет в сомалийских сказках роль трикстера. Иногда его проделки спонтанны и смешны («Лев и шакал»), но чаще – хорошо обдуманны и жестоки («Язык крокодила», «Как шакал отомстил гиене», «Слепая гиена и шакал», «Как шакал отомстил льву»).
Шакал-трикстер достигает своих целей (как правило, это избавление от соперника и присвоение чужого имущества) с помощью уловок, построенных на следующих предикатах:
1) мнимая приманка. Трикстер уговаривает страуса проглотить камень, покрытый жевательной смолой;
2) мнимая взаимопомощь. Шакал и заяц съедают новорождённую верблюдицу, и трикстер предлагает удалить друг у друга остатки мяса, застрявшие в зубах. Наивный заяц выковыривает кусочки мяса у шакала, а тот вставляет их в пасть зайца. Лев исследует зубы обоих животных и убивает последнего;
3) подстрекательство. Шакал говорит гиене, что можно извлечь масло из ствола дерева, если трижды удариться о него головой. Гиена следует совету и погибает.
Вариант предиката «мнимая смерть» прослеживается в сказке «Белка и лев». Мотив этой сказки тот же: избавление от соперника и присвоение домашних животных. У льва – девяносто девять верблюдиц, а у белки – лишь одна. Это соответствует не только положению льва и белки в сомалийской «звериной иерархии», но и их габаритам. Льву до ровного счёта не хватает одной верблюдицы: сто верблюдиц считаются у сомалийцев признаком изобилия. Однако случается непредвиденное. Когда лев проглатывает белку, она из жертвы превращается в палача и остроумного трикстера.
Белка отвергает просьбы льва покинуть его утробу через любое из отверстий, пускает в ход коготки, убивает его, а выбравшись наружу, исполняет победную песню, в которой величает себя «человеком» – пусть маленьким, зато одолевшим большого.
Белке достаются сто верблюдиц. Непонятно, правда, что она будет с ними делать. Защитить стадо от врагов она не может, да и молоко не пьёт. Впрочем, когда «мавр» завершает своё дело, сказке, в том числе сомалийской, приходит конец.