#Сказочные персонажиСказочные персонажиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСказочные персонажиСказочные персонажиНайденo 4 статьиЛитературно-исторические памятникиЛитературно-исторические памятники «Тысяча и одна ночь»«Ты́сяча и одна́ ночь», памятник средневековой арабской литературы. Собрание сказок и новелл, объединённых обрамляющим сюжетом о правителе Шахрияре, решившем убивать женщин из-за их коварства; пытаясь спастись, Шахразада (Шехерезада), мудрая дочь визиря, каждую ночь рассказывает Шахрияру увлекательные истории; в итоге он дарует рассказчице жизнь и женится на ней. Основа – арабский перевод сборника «Тысяча сказок» со среднеперсидского языка в 10 в.; классический вариант сложился в 14–15 вв., памятник пополнялся вплоть до 19 в. Отличается жанровым разнообразием: плутовские рассказы, городские анекдоты, волшебные сказки, рассказы о святых, героические эпопеи и т. д. Отдельное место занимают циклы «Путешествия Синдбада», «Сейф аль-Мулук» и др. Памятник оставил заметный след в культуре как Востока, так и Запада.Персонажи, образы Бука (в фольклоре)Бу́ка, персонаж славянского фольклора и демонологии. Чаще всего не имеет определённого облика и соотносится с лешими, домовыми и другими духами. Не издает никаких звуков; обитает в сарае, бане, лесу (местах, где не живут люди). Может выполнять как вредоносные, так и полезные для человека функции. В 19–20 вв. его образ использовался для запугивания маленьких детей в целях получения от них желаемого поведения. Изображался в виде страшилища с огромным открытым ртом и длинным языком, которым он хватает непослушных детей; иногда в шубе.Направления, стили, жанры в литературе Сомалийские животные сказкиСомалийские животные сказки. Животные сказки – древнейший жанр мирового фольклора, героями которого выступают животные, наделённые антропоморфными чертами. Главные персонажи сомалийских животных сказок – лев, гиена и шакал. Действуют в них и другие звери – гепард, леопард, бабуин, черепаха и белка. Домашним животным (верблюдам, коровам, ослам, овцам и козам) отводится пассивная роль. Сомалийского фольклорного льва все персонажи боятся и слушаются; он «себе на уме», но мудрости в нём нет, поэтому он не способен просчитать ситуацию даже на шаг вперед («Жадность», «Белка и лев»). Исключение – сказка о быках, которых лев перессорил и съел, но эти животные, как известно, умом тоже не блещут («Три быка»). При дележе добычи лев присваивает либо лучшую её часть («Девять гиен и лев», «Семь бабуинов и лев»), либо бóльшую («Выбитый глаз гиены»), но чаще всего забирает всё («Лев, гиена, леопард, гепард и шакал»). А если добычи нет, не гнушается и своими подданными. В сказке «Умный шакал» лев, прикинувшись больным, заманивает зверей к себе в логово и съедает. Спасается только шакал, заметивший, что все следы ведут в «дом» льва, но ни один из него не выходит.Персонажи, образы ТрикстерТри́кстер, мифологический плут, тип культурного героя. Действует хитростью, часто с проявлением гипертрофированной похоти и обжорства, с нарушением моральных норм и религиозных табу, что может приводить к катастрофическим, но иногда также к благодетельным для мира последствиям – в таком случае роль трикстера сближается с функцией демиурга. Трикстер может выступать комическим двойником или демоническим антагонистом демиурга (включая Ангра-Майнью в зороастризме, дьявола в христианстве и т. п.), в т. ч. его близнецом. Образ трикстера, сочетающий комические и зловещие черты, отражает потребность культуры в пародировании, «карнавализации» (в терминологии М. М. Бахтина).