Согласительные процедуры
Согласи́тельные процеду́ры, средство разрешения международных споров. Различные виды согласительных процедур начали возникать после принятия Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений 1907 г. Большое внимание согласительным процедурам уделялось Лигой Наций. Так, в 1922 г. Ассамблея Лиги приняла резолюцию, определявшую возможный порядок образования согласительных комиссий, и рекомендовала государствам заключать договоры о согласительных процедурах. СССР заключил специальные конвенции о согласительных процедурах с Германией (1929), Финляндией (1932), Польшей (1932), Францией (1932). Эти конвенции предусматривали передачу спорного вопроса временной или постоянной согласительной комиссии.
В Общем акте о мирном разрешении международных споров, принятом Лигой Наций в 1928 г., определены категории споров, рекомендованных к разрешению посредством согласительных процедур, а также порядок образования и функционирования согласительных комиссий (гл. I). В пересмотренном виде Общий акт о мирном разрешении споров был подтверждён в 1949 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Урегулирование споров с помощью согласительных процедур предусматривают многие международные договоры, в частности Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. (ст. 11), Факультативный протокол об обязательном разрешении споров 1969 г. (ст. III), Протокол по стойким органическим загрязнителям 1998 г. к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (ст. 12). В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Типовой согласительный регламент ООН для разрешения споров между государствами. Он применяется к согласительному разрешению споров между государствами, когда эти государства дали в письменном виде своё прямое согласие на его применение. Однако такие государства могут в любой момент по взаимной договорённости исключить или изменить любое из его положений. Для рассмотрения спора стороны назначают три или пять посредников, которые образуют комиссию. Она, действуя независимо и беспристрастно, прилагает усилия к тому, чтобы стороны пришли к мирному урегулированию конфликта. Если в ходе рассмотрения спора его не удаётся разрешить, комиссия может разработать и представить соответствующие рекомендации сторонам для рассмотрения. В ходе работы комиссия может просить стороны представить любую соответствующую информацию или документацию, а также объяснения, которые она сочтёт необходимыми или полезными. Рекомендации, принятые комиссией, излагаются в докладе, который представляется сторонам. Расходы на согласительные процедуры покрываются сторонами в равных долях.
Согласительные процедуры активно применяются при разрешении споров в международной коммерческой торговле. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Согласительный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и рекомендовала принять этот регламент в тех случаях, когда в контексте международных коммерческих отношений возникает какой-либо спор и стороны стремятся к мирному урегулированию этого спора, обращаясь к согласительным процедурам. В 2002 г. принят типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре и руководство по его применению.
РФ позитивно относится к применению согласительных процедур при разрешении споров. Например, в Соглашении между правительствами РФ и Казахстана о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (2008) предусмотрено рассмотрение и разрешение споров по взаимно согласованной процедуре (ст. 14).