Сикитэй Самба
Сикитэ́й Са́мба (式亭三馬, псевдоним; настоящие фамилия и имя Кикути Хисанори, 菊地久徳) (1776, Эдо, ныне Токио – 1822, там же), японский писатель.
Отец, Кикути Мохэй, занимался вырезанием деревянных клише для печати. В 1780-х гг. вместе с братом, Исиватой Хэйхати (1780–1811), Сикитэй Самба работал в книжной лавке, а впоследствии обзавёлся собственным магазином в Эдо. С детства любил читать: поначалу брал книги у своей тётки, которая служила в богатом самурайском поместье, а затем брал их в лавке. В дальнейшем брат активно помогал ему в литературной карьере; его имя как издателя фигурирует на обложке ряда произведений Самбы. Многочисленные связи отца в издательском и литературном мире также сыграли немалую роль в становлении Самбы как писателя. Так, его первое произведение было проиллюстрировано знаменитым художником Утагавой Тоёкуни (1769–1825), с которым впоследствии они стали близкими друзьями.
Литературная карьера Самбы началась с выходом в 1794 г. двух юмористических произведений кибёси (黄表紙, буквально – книги в жёлтых обложках) – «Небесные кукловоды изменчивого мира» («Тэнто укиё-но дэдзукай», 天道浮世出星操) и «Трюки, благодаря которым можно тайком поглядеть на человеческую душу» («Нингэн иссин нодзоки каракури», 人間一心覗替繰). Дебютные произведения во многом основаны на других существовавших к тому моменту сочинениях подобного жанра. Так, например, сюжет «Небесных кукловодов изменчивого мира» выстроен вокруг классического вопроса судьбы и свободы выбора, поданного, однако, с комической точки зрения: одна из «злых» звёзд, определяющих бытие человечества, вступает в противоборство с «добрыми» и пытается склонить к греху как можно большее количество их адептов. Произведение чрезвычайно близко с другим популярным кибёси – «Учение сердца: быстрая окраска» («Сингаку хаясомэгуса», 心学早染草, 1790) авторства Санто Кёдэн – как с точки зрения общей идеи, так и во многих деталях.
Во время выхода первых книг родился и писательский псевдоним, который, по собственному признанию, Самба выбрал случайно – написал на трёх листах бумаги различные варианты и вытянул наугад один, на котором значилось «Сикитэй Самба». В связи с этим Кёкутэй Бакин приводил такие воспоминания писателя: «Преклоняясь перед мастерством поэта и писателя Торай Санна, а также будучи бесконечно признателен своему дорогому другу, писателю Утэй Эмба, я взял по одному знаку их имени» (Кёкутэй. 2014. С. 54). В ранние годы Самба работал и в жанре сярэбон («повести о весёлых кварталах»). Известно, что уже тогда его произведения оценивались весьма высоко как простыми читателями, так и коллегами по цеху, например именитыми литераторами Санто Кёдэн и Сибой Дзэнко (1750–1793).
В конце 1790-х гг. Самба стал приказчиком в одной из аптек и сделал ставку на новый продукт – лосьон под названием «Эдоская вода». Он оказался настолько популярен среди покупательниц, что Самба смог приобрести аптеку, став её единоличным хозяином. Литературная и коммерческая деятельность писателя были тесно связаны – так, он часто помещал рекламу аптечных товаров в своих книгах.
В 1799 г. Самба оказался в центре крупного скандала. Он выпустил очередное произведение кибёси – «Сдвинутые на макушку повязки: хроника великого мира и храбрых воителей» («Кянтайхэйки муко хатимаки», 俠太平記向鉢巻), в котором высмеял разгоревшийся в 1798 г. конфликт между двумя бригадами столичных пожарных. Повествуя о событиях недавнего времени, Самба иронично поместил их в антураж средневековых войн, изображённых в классическом литературном памятнике 2-й половины 14 в. «Повесть о великом мире» («Тайхэйки», 太平記). Пожарные, недовольные тем, в каком свете писатель представил их в произведении, разгромили дома, принадлежавшие Самбе и его издателю. Последовало разбирательство, в результате которого наказание понесли обе стороны: пожарные были заключены на некоторое время в тюрьму, издателя обязали уплатить штраф, а самого Самбу приговорили к 50-дневному аресту в колодках. Этот инцидент, помимо всего прочего, помешал писателю стать официальным преемником Сибы Дзэнко.
Популярность Самбы после этого события невероятно возросла; он опубликовал множество произведений в разных жанрах. В жанре гокан (合巻, буквально – сброшюрованные выпуски) – «Рассказ о негодяе Икадзути Таро» («Икадзути Таро гоаку моногатари», 雷太郎強悪物語, 1806), который считается первым образцом данного жанра, коккэйбоны – «Нравы пьяниц» («Намаэй катаги», 酩酊気質, 1806) и «Очарование театра по ту сторону занавеса» («Кэдзёсуйгэн маку-но сото», 戯場粋言幕之外, 1806), сборники стихов кёка (狂歌, буквально – безумные стихи) и другие произведения.
В 1809 г. в свет вышла наиболее выдающаяся работа писателя – коккэйбон «Современная баня» («Укиёбуро», 浮世風呂), публиковавшаяся отдельными выпусками до 1810 г. Сочинение представляет собой набор зарисовок обычного дня в городской бане в Эдо, главное место в нём занимает общение между многочисленными посетителями, горожанами среднего достатка, представляющими разные возрастные и социальные группы. В контексте ориентированности жанра коккэйбон прежде всего на мужскую аудиторию примечательно, что две из четырёх частей произведения целиком посвящены женским баням, с целой галереей ярких, убедительных в психологическом плане образов и особым, более тонким типом юмора.
В 1813 г. опубликовал своеобразный сиквел – цикл историй о парикмахерской «Современная цирюльня» («Укиёдоко», 浮世床). Общая идея осталась почти неизменной, однако повествование стало чуть более структурированным за счёт введения персонажа-посредника, цирюльника Бингоро, управляющего бесконечным диалогом посетителей. Успеху произведений способствовала, прежде всего, тесная, порой ностальгическая связь писателя с Эдо и его жителями, тонкий психологизм в изображении которых по праву может считаться одним из главных художественных достоинств обоих произведений. Их также отличает высокий уровень мастерства Самбы в воспроизведении разговорной речи жителей Эдо, в том числе его нововведения в этой области: разработка специальных знаков для передачи звуков, отсутствовавших в стандартном японском языке; активное использование иероглифики и различных вариантов её прочтений в репрезентации специфики речи; повсеместное внедрение в письменный текст фрагментов иллюстраций как полноправных его элементов.
По воспоминаниям Кёкутэя Бакина, Сикитэй Самба, как и его отец, любил выпить и на протяжении нескольких лет каждый месяц посылал отцу «деньги на выпивку» – три серебряные монеты. «Он не был рафинированным литератором, но и закоренелым торгашом его тоже не назовёшь. Скорее, он был эдаким героем улиц» (Кёкутэй. 2014. С. 55). Бакин ставил талант Самбы выше его старшего коллеги Дзиппэнси Икку и сравнивал его с Санто Кёдэн, при этом считая, что единственное, в чём писателю преуспеть не удалось, это сочинение комических стихотворений-кёка.
Помимо богатого литературного наследия, Сикитэй Самба также взрастил нескольких учеников, одним из которых был Тамэнага Сюнсуй, впоследствии прославившийся как автор произведений в жанре ниндзёбон (人情本, буквально – книги о человеческих чувствах). В числе учеников Самбы был и его сын, Сикитэй Косамба (1812–1853), однако выдающихся произведений он не создал и в своих работах в основном подражал литературному стилю отца.
Первоначально могила Сикитэя Самбы находилась в храме Фукагава Унко-ин; после Великого землетрясения в Канто в 1923 г. перенесена в храм Сёсэндзи (Токио). На могильной плите изображён знак «ру» (る), представляющий собой упрощённое скорописное написание иероглифа «лошадь» («ума», 馬) из псевдонима писателя. Этот символ служил торговой маркой аптеки Самбы и часто появлялся в тексте его произведений.