Шумеро-аккадская литература
Шуме́ро-акка́дская литерату́ра, словесность Древней Месопотамии на шумерском и аккадском языках, зафиксированная на глиняных табличках в 3–1-м тыс. до н. э.
Памятники шумеро-аккадской литературы обнаружены в результате раскопок, проводившихся с середины 19 в. на территории современного Ирака. В 3-м – начале 2-го тыс. до н. э. литературные тексты создавались преимущественно на шумерском языке. Они записывались двумя видами клинописи – обычной и шифрованной («UD. GAL. NUN-орфографией»).
В 27–23 вв. до н. э. в Уре, Шуруппаке, Абу-Салябихе, Лагаше и Адабе записывались пословицы, заговоры, фрагменты гимнов. Появившиеся в это время царские надписи также можно отнести к литературным текстам.
В 22–17 вв. до н. э. в Лагаше, Уре, Ниппуре и Исине был составлен основной корпус шумероязычных текстов, куда входили надписи на статуях и стелах правителей, законодательные тексты (кодекс, например Законы Ур-Намму, и протоколы заседаний), письма царям и богам, гимны богам, храмам, героям и обожествлённым царям, плачи по разрушенным городам, ритуальные плачи по богу плодородия Думузи, т. н. школьные тексты (поучительная литература, диалоги-споры между предметами и животными, пословицы, загадки, басни), заговоры, трудовые песни, рассказ о потопе, хронология правления царей (т. н. Царские списки), учебные математические таблички. Некоторые тексты имели в колофонах указания на принадлежность к определённому жанру. Помимо самих текстов, до нас также дошли их глиняные каталоги. Все тексты в каталогах названы по первым строчкам, некоторая их часть не сохранилась.
К основным особенностям поэтики шумерских текстов следует отнести повторы, параллелизмы, отсутствие конечной рифмы (хотя известны случаи внутренней рифмы). Их ударения и размеры пока не поддаются выявлению. Поскольку многие произведения шумерской словесности исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов, особое значение для них имели ритм и темп исполнения.
С 18 в. до н. э. началось преобладание литературных текстов на аккадском языке. Основная часть корпуса дошла из Вавилона, Ашшура и Ниневии (библиотека Ашшурбанапала), а также из периферийных городов (Эмар, Алалах, Султан-Тепе, Хаттусас). Помимо уже известных с 3-го тыс. до н. э. жанров (так, наиболее значительные законодательные тексты – законы Хаммурапи), в аккадский период появляются царские анналы, личные письма, двуязычные слоговые словари, грамматические и синхронические таблицы, астрономические и математические тексты, медицинские и кулинарные рецепты, эпосы, молитвы, религиозно-этические тексты (теодицея), серии заговоров, серии гадательных и предсказательных текстов, записи ритуалов, комментарии к именам богов и названиям месяцев, гороскопы. В колофонах текстов указана их принадлежность к определённой серии или к жанру. Аккадские поэтические тексты написаны тоническим стихом, в котором главную роль играет счёт ударных слогов. Внутренняя и конечная рифмы в них отсутствуют. Последние памятники литературы на аккадском языке создавались во 2 в. до н. э.
Среди основных сюжетов шумеро-аккадской литературы следует назвать календарные космогонические мифы (битва Нинурты и Асага, «Энки и устройство мира», «Энума элиш», нисхождение Инанны в подземный мир и плачи по Думузи), сказания о подвигах героев (Энмеркар, Гильгамеш, Этана, Адапа), прения двух сторон о превосходстве (спор Мотыги и Плуга, Зимы и Лета, Тамариска и Пальмы), рассказы о школьной жизни, прославление правителей, плачи по затопленным и разрушенным городам, миф о потопе. Царские анналы, как правило, состоят из трёх частей – прославление правителя, военные походы и строительная деятельность. Особое значение имеют «теодицеи» («Невинный Страдалец», «Вавилонская теодицея», «Разговор господина с рабом», «Семеро против Нарам-Суэна») – религиозно-этические тексты, в которых содержатся размышления о связи между благочестивым поведением человека и успешностью его жизни.