Шойерман Зильке
Шо́йерман Зи́льке (Silke Scheuermann) (род. 15.6.1973, Карлсруэ), немецкая писательница.
Дочь инженера и банковской служащей. С 1992 г. изучала театроведение и литературоведение во Франкфурте-на-Майне, Лейпциге и Париже. С 1995 г. публиковала стихи и короткую прозу под псевдонимом Sofie Peria (Софи Периа) в гейдельбергском литературном журнале Van Goghs Ohr («Ухо Ван Гога»). Защитила магистерскую работу «Кафка и театр» (1998). В конце 1990-х гг. печаталась в журналах и антологиях (стихи, короткая проза). В 2001 г., победив в конкурсе молодых поэтов «Литературный март» в г. Дармштадт, получила премию «Леонс и Лена».
В дебютном поэтическом сборнике «День, когда чайки запели в два голоса» («Der Tag an dem die Möwen zweistimmig sangen», 2001) темы любви, межчеловеческих отношений, природы и техники в современном мире представлены двояко, как с меланхолической, так и иронической стороны. В стихотворениях сборника «Нежнейшее место во Вселенной» («Der zärtlichste Punkt im All», 2004) в изображаемую повседневную жизнь проникают мифологические и сказочные образы; проявляется склонность автора к рассказыванию историй, нередко обозначенная в заглавиях произведений: «Малопонятная глава из жизни другого человека, которую мне рассказал мой автоответчик» («Das kaum verständliche Kapitel eines fremden Lebens das mir mein Anrufbeantworter erzählt hat») и др. В центре сборника «Эскиз травы. Стихотворения» («Skizze vom Gras. Gedichte», 2014; Премия Гёльти за лирику, 2014) – идея о новом сотворении вымерших видов флоры и фауны.
Как прозаик дебютировала сборником новелл «Богатые девушки» («Reiche Mädchen», 2005; русский перевод 2008), где изображены молодые женщины накануне поворотных моментов в их жизни. В 2007 г. опубликован первый роман З. Шойерман «Пора между собакой и волком» («Die Stunde zwischen Hund und Wolf»; Премия Гриммельсгаузена, 2007; русский перевод под названием «Девочка, которой всегда везло», 2008). В романе проявилась доминанта прозы Шойерман – утрата героями иллюзий после настойчивых попыток достичь совершенства в любовных отношениях, общественного признания или профессионального успеха. В романе «Шанхайский перформанс» («Shanghai Performance», 2011) крушение надежд героини, от лица которой ведётся повествование, обусловлено не только столкновением с реальным миром арт-бизнеса, современного искусства и гламура, но и разочарованием в прежнем идеале – знаменитой художнице Маргрет Уинкрафт, в образе которой угадывается фигура итальянской художницы В. Бикрофт. Роман «Чем мы жили» («Wovon wir lebten», 2016) представляет современную версию истории, рассказанной в романе Ч. Диккенса «Большие надежды». Писательница позволяет героям вырваться из узких рамок предназначенных им жизненных сценариев, однако показывает, что они остаются пленниками своих прежних привычек и пристрастий.
Литературная премия Лихтенберга за роман «Чем мы жили» и за всё творчество в целом (2017).