Шаповаленко Сергей Григорьевич
Шапова́ленко Серге́й Григо́рьевич [16(29).8.1903, село Суходол Глуховского уезда Черниговской губернии, ныне Глуховский район, Сумская область, Украина – 1.1.1988, Москва], российский педагог, химик-методист. В 1923 г. окончил Глуховский институт народного образования. В 1922–1923 гг. работал учителем химии и биологии в Глуховской опытно-показательной школе. С 1923 г. преподавал в средних школах Москвы и Московской области. В 1929 г. окончил научно-педагогические курсы при 2-м Московском государственном университете. В 1930-х гг. преподавал в Ростовском-на-Дону государственном педагогическом институте (ныне Ростовский государственный педагогический университет), затем был сотрудником Центрального научно-исследовательского института политехнического образования и Государственного научно-исследовательского института школ Народного комиссариата просвещения РСФСР в Москве. В 1940 г. вступил в ВКП(б).
После начала Великой Отечественной войны был направлен в органы Народного комиссариата внутренних дел для работы по учебно-воспитательному обеспечению борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. С 1944 г. работал в Научно-исследовательском институте методов обучения Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), в 1955–1960 гг. занимал должность его директора. Автор школьных учебников химии, работ по методике преподавания этого предмета, вопросам политехнического образования и трудовой школы. В 1964 г. по совокупности научных достижений Шаповаленко была присвоена учёная степень доктора педагогических наук.
Инициатор открытия в 1965 г. Научно-исследовательского института школьного оборудования и технических средств обучения АПН РСФСР, стал его директором. С 1968 г. действительный член АПН СССР. Во многом благодаря деятельности Шаповаленко произошёл переход школы на кабинетную систему. Шаповаленко является основателем нового направления дидактики – теории создания и использования технических средств обучения. Одним из первых исследовал педагогические возможности электронных технических средств обучения, в том числе в условиях школьных кабинетов вычислительной техники. Под его руководством было положено начало внедрению в школы нового учебного оборудования на основе электронной техники и новых информационных технологий.