Шаллюк Пауль
Ша́ллюк Па́уль (Paul Schallück) (17.6.1922, Варендорф, Пруссия, Германская империя – 29.2.1976, Кёльн), немецкий писатель, драматург.
Сын поэта Генриха Шаллюка (1894–1972). Учился в католической начальной школе в Варендорфе (1928–1935), монастырских школах – францисканцев в Боппарде (1935–1937), миссионеров Святейшего Сердца в Хильтрупе (1937–1938) и Апостольской школе (1938–1940). В начале 1940 г. вернулся в Варендорф, продолжил обучение в гимназии (аттестат получил в 1942). В начале октября 1941 г. призван в армию, служил в Люфтваффе (рядовой; с 1 ноября 1942 ефрейтор; с 1 октября 1943 обер-ефрейтор); участвовал в подавлении Парижского восстания 1944 г., где был тяжело ранен; до июня 1945 г. проходил лечение в парижском госпитале «Вильмен». В июне – декабре 1945 г. находился во французском плену, опыт жизни во Франции отразил в рассказе «На берегу Сены» («Am Ufer der Seine», 1955). В 1946–1950 гг. изучал философию, германистику, историю искусств и театроведение в университетах Мюнстера и Кёльна.
Одно из первых произведений – радиопьеса «Суд над Каином» [«Gericht über Kain», 1947 (по другим сведениям, 1949); постановка на «Radio Saarbrücken» («Радио Саарбрюкена», ныне в составе Saarländischer Rundfunk), 1947 (по другим сведениям, 1949)]. Позднее для Nordwestdeutscher Rundfunk создал радиопьесы «Бедный чёрный дьявол» («Armer schwarzer Teufel», 1953) и «Одичавший саксофон» («Ein wildgewordenes Saxofon», 1955). В 1949–1952 гг. (по другим сведениям, в 1949–1950) писал статьи об искусстве и театре для изданий «Das Neue Tageblatt» («Новая ежедневная газета») и «Münstersche Zeitung» («Мюнстерская газета»).
В дебютном романе «Если бы можно было прекратить лгать» («Wenn man aufhören könnte zu lügen», 1951), высоко оценённом критикой, проявилась близость автора к идеям французского экзистенциализма. Главный герой – харизматичный студент и сердцеед, живущий сегодняшним днём, отправляется на войну, где превращается в нигилиста, видящего во всём только бездарность и лживость.
Роман «Прибытие в ноль часов двенадцать минут» («Ankunft null Uhr zwölf», 1953; Премия фонда Цукмайера, 1953) – один из первых романов «литературы руин» – повествует о немецкой семье, представляя панораму типичных человеческих судеб в послевоенной Германии.
В романе «Невидимые врата» («Die unsichtbare Pforte», 1954; Премия Аннетт фон Дросте-Хюльсхофф, 1955) герой становится наркоманом после тяжёлого ранения на войне. Пытаясь справиться с пагубной зависимостью, он в конце приходит к «невидимым вратам» клиники. Отрывок из романа под рабочим названием «Монолог наркомана» был прочитан Шаллюком в 1954 г. на собрании «Группы 47», в которой он состоял (с 1952).
Во 2-й половине 1950-х – 1960-х гг. был близок к «Грюнвальдскому кружку» («Grünwalder Kreis») – ассоциации демократически настроенных писателей, журналистов, учёных и юристов, выступавших против правых тенденций в политике и социальной жизни. В 1959 г. вместе с Г. Бёллем, журналистом В. Унгером и другими деятелями культуры основал Кёльнскую библиотеку истории немецкого еврейства «Германиа Иудаика» («Germania Judaica»), до 1962 г. был её директором.
Большой успех ему принёс роман «Энгельберт Рейнеке» («Engelbert Reineke», 1959, русский перевод 1964). Действие происходит в течение одного дня в начале 1950-х гг. Заглавный герой устраивается работать в школу, где ранее преподавал его отец, не примирившийся с фашистским режимом и погибший в Бухенвальде. Теперь Энгельберт служит жителям городка постоянным напоминанием об их соучастии в преступлениях нацизма. Отказываясь от прибыльной должности в другом городе, персонаж остаётся на родине, чтобы сохранить память об отце.
Особое место в творчестве писателя занимает Кёльн – символ свободного, либерального и открытого мира. Этот город воспет Шаллюком в его авторских радио- и телепрограммах [«Кёльн, старые святыни и прекрасные вещи» («Köln, alte heilige und schöne Dinge», 1956) и др.], в прозаических эссе «Монахи и бродяги» («Mönche und Landstreicher», 1958), «Люди на Рейне» («Menschen am Rhein», 1961) и стихотворении «Лица. Кёльн II» («Gesichter. Köln II», 1967).
С кёльнской темой связан и роман Шаллюка «Дон Кихот в Кёльне» («Don Quichotte in Köln», 1967). Главный герой, редактор на радио Антон Шмиц, наделён автобиографическими чертами. Антон и его друг Петер, как современные Дон Кихот и Санчо Панса, верхом на велосипедах (вместо коня и осла) странствуют по Кёльну, пытаясь бороться со злом.
В 1972–1976 гг. (по другим сведениям, в 1971–1976) главный редактор журнала «Dokumentе», издаваемого Обществом наднационального сотрудничества (Gesellschaft für übernationale Zusammenarbeit), выступающим за франко-германскую дружбу.
В конце жизни экспериментировал с литературной формой. Последнее произведение – построенная по законам драматургического текста «оратория» для чтения в 12 картинах «Обратный отсчёт до рая» («Countdown zum Paradies», 1976). Толпа (Хор), символизирующая современное общество потребления, рассказывает об излишествах, в которых погрязли люди, об их коллективной глупости, поклонении золотому тельцу, отупении под воздействием СМИ.
Член ПЕН-центра ФРГ (1964), Немецкой академии языка и поэзии (1969), Ассоциации немецких писателей (1970).
Премия Нелли Закс (1973) и др.