«Шафрановая революция» 2007 в Мьянме
«Шафра́новая револю́ция» 2007 в Мья́нме, массовые антиправительственные выступления в Мьянме с участием буддийских монахов в сентябре 2007 г. События получили такое название благодаря красочной, невиданной прежде картинке в мировых СМИ: по улицам Янгона (Рангуна) − бывшей столицы Мьянмы (Бирмы), «текли» оранжево-шафрановые реки – тысячи буддийских монахов шествовали по городу, мирно выражая свой протест военному режиму. По аналогии с цветными революциями на постсоветском пространстве западные комментаторы присвоили это название уличным протестам в Мьянме. Сами бирманцы называют сентябрьские события «революцией швеваяун», т. е. «жёлтой революцией».
Первые антиправительственные выступления, произошедшие 19 августа 2007 г., были вызваны повышением цен на топливо из-за нехватки у правительства финансовых ресурсов вследствие реализации амбициозных проектов (строительство с нуля новой столицы Нейпьидо, а также повышение зарплаты миллиону государственных служащих в связи с их перемещением в новую столицу), ускоривших инфляцию в Мьянме, по официальным данным, почти до 90 %. Около 500 участников, возглавляемых ветеранами студенческого оппозиционного движения, возникшего в 1988 г. и известного как «Поколение 88», вышли на улицу, протестуя против повышения цен. Несмотря на аресты, мирные демонстрации в Янгоне продолжались всю 2-ю половину августа, затем они распространились по всей стране. К экономическим требованиям прибавились политические, и мирный протест перерос в широкомасштабную акцию гражданского неповиновения.
Конкретным поводом, толчком к массовым выступлениям монашества послужило жестокое обращение сил безопасности с несколькими монахами отдалённой от Янгона буддийской обители в г. Пакхоуку, которые вышли на улицу с протестом против повышения цен. Нескольких человек из них привязали к фонарным столбам и жестоко избили. Старшие монахи потребовали от военных извинений за инцидент в Пакхоуку. Когда истёк срок ультиматума и требование было проигнорировано властями, в монастырях по всей стране прошли митинги и прозвучали призывы к действиям. Монахи начали мирные шествия и отказались принимать пожертвования от военных и их семей, что означало «отлучение» их не только от буддизма, но и от принадлежности к бирманскому народу. Именно буддийские монахи стали основной движущей силой протестов. Массовые выступления 2007 г. носили в значительной мере стихийный характер. Население, измученное невыносимыми условиями жизни, спонтанно присоединялось к протестующим монахам в надежде на какие-то изменения. Почти неделю власти не предпринимали никаких действий, официальная пресса не писала о массовых выступлениях населения.
Власти не сразу решились силой подавить манифестации буддийских монахов в буддийской стране и заняли выжидательную позицию. Однако события стали развиваться стремительно. Когда экономические требования слились с политическими, лозунги демонстрантов обратились против режима с требованиями «национального примирения» и освобождения Аун Сан Су Чжи и всех политических заключённых, а число демонстрантов достигло почти 100 тыс., ситуация стала выходить из-под контроля и последовали ответные действия властей. 24 сентября в Нейпьидо состоялось экстренное совещание высшего эшелона власти − на повестке дня стоял вопрос о разрешении внутриполитического конфликта. Для разгона демонстраций стражи порядка применили слезоточивый газ, водомёты, резиновые пули, дубинки. В результате операции, по официальным данным, погибли 13 человек, по данным ООН – 31 человек, по неофициальным, до 100; более 2100 участников манифестаций были арестованы, в том числе и монахи, с которых публично срывали монашеские одеяния, т. к. в Мьянме запрещено содержать в тюрьме монахов.
Слабость движения 2007 г. заключалась в отсутствии лидеров. Монахи только всколыхнули народные массы, но у них не было внятной политической позиции. Никто не знал, что делать дальше и как противодействовать вооружённым солдатам. Предводителей не было: ветераны движения «Поколение 88» были уже арестованы, а харизматичный лидер Аун Сан Су Чжи, которая могла бы объединить все демократические силы страны, много лет находилась в полной изоляции под домашним арестом.