Рыжий Борис Борисович
Ры́жий Бори́с Бори́сович (8.9.1974, Челябинск – 7.5.2001, Екатеринбург), русский поэт.
Родился в семье заслуженного деятеля науки РФ, доктора геолого-минералогических наук, профессора Б. П. Рыжего (1938–2004) и врача-эпидемиолога М. М. Рыжей (род. 1936). В 1980 г. семья переехала в промышленный район Свердловска (ныне Екатеринбург) Вторчермет, жизнь которого стала одной из главных тем поэта, болезненно ощущавшего социальную пропасть между своей интеллигентной семьёй и новым окружением. В ряд персонажей его лирики вошли как русские поэты 19–20 вв. (А. А. Григорьев, К. Н. Батюшков, И. А. Бродский, Е. Б. Рейн, А. С. Кушнер), так и заводские рабочие и бывшие заключённые. В 1997 г. окончил Уральскую государственную горно-геологическую академию (ныне Уральский государственный горный университет), в 2000 г. – аспирантуру Института геофизики Уральского отделения Российской академии наук. Жена И. В. Князева (род. 1973) и сын Артём (род. 1993) стали адресатами ряда стихотворений: «Прогулка с мальчиком» (1995), «Нежная сказка для Ирины» (1996), «Новый год» (1996) и др.
В 1992 г. состоялась первая публикация стихов в «Российской газете», в 1993 г. – в журнале «Уральский следопыт». В середине 1990-х гг. познакомился с поэтами А. С. Кушнером, А. Ю. Леонтьевым, А. А. Пуриным, О. В. Дозморовым, ставшими адресатами ряда стихотворений и шуточных дружеских посланий. В 1997 г. участвовал во Втором Всероссийском Пушкинском фестивале студенческой поэзии, на котором занял 1-е место.
В 1999–2000 гг. работал литературным сотрудником журнала «Урал». В это же время познакомился с поэтессой, журналисткой О. Ю. Ермолаевой и С. М. Гандлевским. Получил поощрительный приз премии «Антибукер» (номинация «Незнакомка», 1999) за подборку стихов «From Sverdlovsk with love» (Знамя. 1999. № 4. С.150–153), в которой убедительно передан колорит провинциального промышленного города конца 20 в. и затронуты вечные темы жизни, смерти, любви. В 2000 г. стал членом регионального отделения Союза российских писателей в Екатеринбурге. В том же году участвовал в Международном фестивале поэзии в Роттердаме (Нидерланды), опубликовал несколько стихотворений в голландском журнале Passionate.
В 2000 г. вышел поэтический сборник «И всё такое…» (литературная премия «Северная Пальмира», 2001, посмертно), включивший 42 стихотворения.
В последние годы жизни и после смерти Рыжего его творчество получило признание не только у широкой читательской аудитории, но и в профессиональной среде. А. С. Кушнер охарактеризовал стихи Рыжего как «яркие, оригинальные, и главное, живые» (Кушнер А. С. Стихи, переписка, разговоры с Борисом Рыжим // Russian literature. 2010. Vol. 67, № 1. P. 86). Е. Б. Рейн назвал Рыжего самым талантливым поэтом его поколения (Сухарев Д. А. Влажным взором // Рыжий. 2017. С. 19). Д. Л. Быков (является иностранным агентом) отметил, что среди современников у Рыжего не было конкурентов (Быков Д. Л. Рыжий // Быков Д. Л. Блуд труда. Санкт-Петербург ; Москва, 2014. С. 217). В 2001 г. с предисловием Гандлевского вышел (посмертно) поэтический сборник Рыжего «На холодном ветру», включивший 64 стихотворения.
Для поэзии Рыжего характерно стремление сочетать традиции и реминисцентный фон русской поэтической классики с языком улицы, а доминантой его творчества исследователи (Ю. В. Казарин, Н. А. Непомнящих) называют мотивы музыки и смерти. Для Рыжего, как и для других поэтов, чьё мироощущение тяготеет к экзистенциализму, характерно изображение прекрасного через переживание безобразного: «безобразное – это прекрасное, / что не может вместиться в душе» (Рыжий. 2017. С. 281). В стихах запечатлён взгляд художника на переломе эпох, оказавшемся трагическим для него и для многих его современников:
На купоросных голубых снегах,
Закончившие ШРМ на тройки,
Они запнулись с медью в черепах
Как первые солдаты перестройки.
Преждевременная смерть (покончил с собой в возрасте 26 лет) способствовала созданию вокруг его имени мифического ореола. Нидерландским режиссёром Алёной ван дер Хорст был снят документальный фильм «Борис Рыжий» (2008).
Творчество и биография Рыжего нашли отражение в театре: спектакли «Рыжий» (2010, Москва, «Мастерская П. Фоменко», режиссёр Ю. С. Буторин); «В обществе мёртвых поэтов» (2010, Москва, «Другой театр», режиссёр А. А. Огарёв), где Рыжий фигурирует в качестве одного из персонажей наряду с М. И. Цветаевой и А. С. Пушкиным; «Бэ Эр. Рождённый в СССР» (2017, Екатеринбург, Ельцин-центр, режиссёр А. И. Русинов); «Как хорошо мы плохо жили» (2018, Санкт-Петербург, «Невидимый театр», режиссёр С. Н. Серзин), основанный на материале стихов и дневников поэта.