Республика Конго. Литература
Литерату́ра Респу́блики Ко́нго начала формироваться в 1950-х гг., развивается на французском языке.
Для поэзии 1950–1970-х гг. характерна антиколониальная тематика. Выделяется творчество Чикайи У Тамси [сборники «Дурная кровь» («Le Mauvais Sang», 1955), «Живот» («Le Ventre», 1964) и др.], отмеченное влиянием французского сюрреализма, и публицистическая поэзия Ж.-Б. Тати-Лутара [сборники «Обратная сторона солнца» («L’Envers du Soleil», 1970), «Огни планеты» («Les feux de la planète», 1977)].
Драматургия Конго первоначально выполняла просветительскую функцию (пьесы Г. Менге). В 1960–1970-х гг. преобладали 2 жанровые формы – героико-историческая драма (драмы Ф. Муангассы, П. Лони) и комедия, которая в это время вышла на первый план и приобрела откровенную социально-критическую направленность [в частности, в пьесах С. Бембы «Человек, который убил крокодила» («L'Homme qui tua le crocodile», 1972), «Стоячая вода» («Une Eau dormante», 1975)]. Появилась политическая комедия на актуальные темы: пьесы «Президент» («Le Président», 1970) М. Ндебеки, «Славная участь маршала Нникона Ннику» («Le Destin glorieux du maréchal Nnikon Nniku, prince qu'on sort», 1979) Чикайи У Тамси.
Первые прозаические произведения – романы Ж. Малонги «Сердце арийки» («Cœur d'Aryenne», 1953), «Легенда о Мфуму Ма Мазоно» («La Légende de M'Pfoumou Ma Mazono», 1954) – сочетают сентиментальность тона с просветительской направленностью. Переоценка традиционных ценностей, критика архаичных обычаев африканского общества – темы романа «Дело о бесплодии» («L'affaire du silure», 1968) и сказок «Приключения Мони-Мамбу» («Les aventures de Moni-Mambou», 1971, 1972, 1974) Г. Менге.
В 1970–1980-х гг. на первый план вышла социально-политическая тематика: романы «С винтовкой в руке и поэмой в кармане» («Un fusil dans la main, un poème dans la poche», 1973) Э. Донгалы, «Без там-тама» («Sans tam-tam», 1976), «Смех сквозь слёзы» («Le Pleurer-rire», 1982) А. Лопеса поднимали проблемы ответственности политических лидеров перед народом, критиковали существующий режим, протекционизм и коррупцию, царившие в обществе. Тетралогия Чикайи У Тамси [«Тараканы» («Les Cancrelats», 1980), «Медузы» («Les Méduses», 1982), «Пяденицы» («Les Phalènes», 1984), «Сладкие плоды хлебного дерева» («Ces fruits si doux de l'arbre à pain», 1987)] повествует о драматической судьбе африканской интеллигенции в колониальную и постколониальную эпохи. Метафорическое осмысление истории Конго, сплав фантастики и реальности, гротеска и пародии характерны для трилогии Сони Лабу Танси; её тема – разложение современного общества, положение Африки в эпоху глобализации [«Семикратное одиночество Лорсы Лопезе» («Les sept solitudes de Lorsa Lopez», 1985), «Глаза вулкана» («Les yeux du volcan», 1988), «Начало страданий» («Le commencement des douleurs», 1995)].
Влияние магического реализма ощущается в творчестве Донгалы 1990–2000-х гг.: в центре романа «Мальчики тоже могут рождаться от звёзд» («Les petits garçons naissent aussi des étoiles», 1998) – искания юноши, нашедшего духовную опору в мудрости предков и родовой памяти народа; роман «Джонни Злая Собака» («Johnny chien méchant», 2002) посвящён межэтническим конфликтам.
На рубеже 20–21 вв. в литературе Республики Конго обозначился кризис просветительской идеологии; романы Лопеса «В поисках Африки» («Le chercheur d’Afriques», 1990), «На другом берегу» («Sur l’autre rive», 1992), «Лилия и Фламбуаен» («Le lys et le flamboyant», 1997) и Д. Бияулы «Тупик» («L'Impasse», 1996), «Агония» («Agonies», 1997) поднимают тему разочарования африканцев, «потерявших» Африку, но не нашедших себя в новом мире.