Реакция современников на указ об экзаменах на чины 1809
Реакция современников на указ об экзаменах на чины 1809. Судя по свидетельствам современников, принятие новых правил чинопроизводства по указу от 6(18) августа 1809 г. с введением образовательного ценза отозвалось в обществе сначала недоумением, а затем негодованием, «воем» и «гвалтом» со стороны дворянства и широких слоёв чиновничества (отражено в записках В. И. Бакуниной, Ф. Ф. Вигеля, князя И. М. Долгорукова, К. П. Масальского, В. И. Сафоновича, М. П. Третьякова и др.). Однако встречаются положительные ожидания, например в письме Н. И. Тургенева из Гёттингена от 29 ноября (11 декабря) 1809 г.: «Обстоятельного мы ничего об этом не знаем, но кажется, что это должно быть очень хорошо» (Тургенев Н. И. Дневники и письма Николая Ивановича Тургенева за 1806–1811 гг. Т. 1. Санкт-Петербург, 1911. С. 381–382). Уже весной 1810 г. он приступил к слушанию лекций по уголовному праву, требовавшихся указом, в Гёттингенском университете (Тургенев Н. И. Дневники и письма ... С. 396). О разнонаправленной реакции свидетельствуют эпиграммы, сатиры, пародии и демонстративные поступки, высмеивавшие либо необразованность «пострадавших» чиновников (например, стихотворение «Элегия» А. Н. Нахимова, 1809), либо бессмысленность новых требований и персону М. М. Сперанского, считавшегося инициатором принятия указа (подборка в: Дубровин Н. Русская жизнь в начале XIX века // Русская старина. 1900. Т. 104, № 11. С. 268–274).
С последовательной критикой указа выступил Н. М. Карамзин в записке, поданной императору Александру I в 1811 г. Историограф язвительно подчеркнул неуместность предъявлений одних и тех же требований к разным родам службы: «Доселе в самых просвещенных государствах требовалось от чиновников только необходимого для их службы знания: науки инженерной – от инженера, законоведения – от судьи и проч. У нас председатель Гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита, секретарь сенатский – свойство оксигена и всех газов…» (Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Москва, 1991. С. 68). На «уничтожении экзаменов» настаивал А. С. Пушкин в записке, составленной в 1826 г. по распоряжению императора Николая I (Пушкин А. С. О народном воспитании // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 10 т. Ленинград, 1978. Т. 7. С. 32).
Наиболее остро современники восприняли распространение действия указа на чиновников, к моменту его утверждения уже состоявших на службе, независимо от их возраста и срока службы. «Ни 40-летняя деятельность государственная, ни важные заслуги не освобождают от долга знать вещи, совсем для нас чуждые и бесполезные. Никогда любовь к наукам не производила действия, столь несогласного с их целью!» – писал с негодованием Карамзин (Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России ... С. 68). Отражением этой самой яркой и болезненно встреченной нормы стало появление условного названия постановления как «указа об экзаменах» [упомянутые письмо Н. И. Тургенева от 29 ноября (11 декабря) 1809, записки Карамзина и Пушкина]. Возникшее выражение легло в основу историографического термина, хотя формально он отражает лишь часть положений закона.
В свидетельствах дворян (Бакунина, Вигель, Пушкин и пр.) прослеживается критика указа с сословных позиций. В то же время его требования сильно ударили по разночинским слоям чиновничества, которые ради повышения в коллежские асессоры и приобретения связанного с этим потомственного дворянства стали уезжать (на время или навсегда) в Сибирь и на Кавказ, где указ «об экзаменах на чин» не действовал. Например, генерал от инфантерии А. П. Ермолов в письме от 21 января (2 февраля) 1819 г. сообщал министру юстиции князю Д. И. Лобанову-Ростовскому: «…определяющимся на службу в Грузию хотя и предоставлены разные выгоды, но за всем тем весьма мало оказывается желающих сюда приехать, особенно в первых чинах офицерских; большею частью ищут сего те, которые имеют уже звание титулярных советников, дабы взяв за приезд в Грузию чин коллежского асессора, пробыв здесь год, ничего не делая, возвратиться обратно…» (Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. 6, ч. 1. Тифлис, 1874. С. 18). О том же в отношении Сибири говорил М. М. Сперанский (см.: Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. Т. 2. Санкт-Петербург, 1861. С. 208–209).
Общая оценка указа «об экзаменах на чины» у современников разнится от констатации его безрезультативности (например, у В. И. Бакуниной, Ф. Ф. Вигеля) до свидетельств о заметном влиянии или коренной перемене в распространении образования среди чиновников и в обществе в целом (в их числе Ф. В. Булгарин, М. А. Дмитриев, И. М. Долгоруков). Важным лейтмотивом негативных рассуждений стали замечания о влиянии указа на рост взяточничества (действительного или подозреваемого) со стороны профессоров-экзаменаторов, а также самих чиновников, возмещавших мздоимством своё стремление к выгоде из-за невозможности достичь более высокого чина и связанных с ним выгод (Вигель, Долгоруков, Пушкин, Д. К. фон Роммель и др.).