Реактивное образование
Реакти́вное образова́ние (реактивное формирование; формирование реакции; англ. reaction formation, нем. Reaktionsbildung), защитный механизм личности, предполагающий преобразование мыслей, чувств, желаний, противоречащих сложившемуся образу Я и системе ценностей, в их противоположность. Чаще всего используется для предотвращения осознания и выражения неприемлемого гнева, сексуальности или зависимости.
Согласно классификации Дж. Вайлланта, реактивные образования относятся к невротическому уровню и рассматриваются как переходная защита между отыгрыванием, относящимся к уровню действия (защитам низшего порядка), и зрелыми защитами (высшего порядка), например альтруизмом. При отыгрывании нежелательные эмоции не рефлексируются, но выражаются в действии без сдерживания и учёта последствий. Зрелые защиты позволяют испытать неприятные чувства и действовать с учётом возможностей и вероятных последствий.
Реактивные образования, как находящиеся на промежуточном уровне, изменяют, а не устраняют первоначальную (лежащую в основе) эмоцию, допуская некоторое выражение аффекта, не позволяя человеку действовать более деструктивно, заменяя, например, алкоголизм пропагандой трезвости, неприязнь к собственному ребёнку – повышенной заботливостью. Но при полном отсутствии осознания реактивные образования могут формировать негибкие формы поведения, снижающие адаптивность.
Проведённый американскими психологами – Баумайстером и его коллегами (Baumeister. 1998) – анализ экспериментальных исследований позволяет сделать вывод о том, что феномен реактивных образований получил эмпирическое подтверждение. Так, при активации сексуальных стимулов, противоречащих осознаваемым ценностям испытуемых, у них фиксировались физиологические показатели возбуждения, которое они отрицали, т. е. люди в реальности имели те сексуальные влечения, которые на сознательном уровне активно осуждали (Adams. 1996; Morokoff. 1985; Sherman. 1980). Однако реактивные образования защищают не столько от осознания реальных желаний, сколько от травм самооценки и противоречий в образе Я. Исследования показывают, что проявление реактивных образований увеличивается при угрозе обвинения в существовании у испытуемых нежелательных импульсов или убеждений. Так, если участникам исследования сообщали о наличии у них предрассудков (расистских, сексистских и пр.) и такие предрассудки противоречили их образу Я, то далее эти испытуемые демонстрировали повышенный уровень нетерпимости к предрассудкам и повышенную лояльность к группам, в дискриминации которых их обвиняли. Проявление реактивных образований в этом случае не зависело от наличия у них реальных предрассудков (Dutton. 1973; Dutton. 1976). У людей с высокой самооценкой после неудач или отрицательной обратной связи возможно парадоксальное повышение самооценки (Baumeister. 1993; McFarlin. 1981), т. е. замена реальных неприятных чувств по поводу отсутствия успеха их противоположностью, что можно рассматривать как вариант использования реактивного образования. Эти иррациональные реакции оцениваются как защитные, т. к. внешних причин для них нет (Baumeister. 1998),
Анализ экспериментальных исследований показывает, что психологический механизм, лежащий в основе формирования реакции, реально обнаруживается, хотя он и не совсем соответствует модели А. Фрейд. Когда люди сталкиваются с явным или неявным обвинением в нежелательных чувствах или установках, некоторые проявляют склонность доказать себе и другим обратное в исключительно высокой степени. В дополнительном изучении нуждается осознанность этого механизма, а также производимый им на самого субъекта эффект (Baumeister. 1998).