Развитие железных дорог Москвы
Развитие железных дорог Москвы. Железная дорога появилась в Москве в 1851 г., когда была построена линия Санкт-Петербург – Москва Санкт-Петербурго-Московской железной дороги (с 1855 до 1923 – Николаевская, с 1923 – Октябрьская; головная организация в Санкт-Петербурге), открыты Петербургский вокзал (с 1855 до 1923 – Николаевский, с 1924 – Ленинградский) и станция Крюково на территории современного Зеленограда.
В конце 1850-х гг. начала складываться Московская железная дорога (юридически создана в 1959 как территориальный филиал компании «РЖД»), включившая в себя все железнодорожные линии Москвы и Московской области, кроме участка Москва – граница Тверской области на магистрали Москва – Санкт-Петербург. В 1861 г. построена Московско-Нижегородская железная дорога (с 1932 – Горьковское направление) с Нижегородским вокзалом в Москве (1861–1896), станциями Кусково вблизи одноимённой усадьбы и Перово и остановочным пунктом 4 км (с 1989 – Калитники). В 1862 г. на территории Москвы созданы два вокзала – Рязанский (с 1894 – Казанский) и Троицкий (с 1870 – Ярославский, с 1922 – Северный, с 1955 – Ярославский).
В 1866 г. началось движение по Московско-Курской железной дороге (с 1918 – Курское направление железной дороги), были построены Курский вокзал (с 1896, после закрытия Нижегородского вокзала, стал обслуживать Курское и Горьковское направления, переименован в Курско-Нижегородский, с 1935 – возвращено историческое название) и станции Курского направления Москва-Товарная-Курская и Царицыно (18 км от центра Москвы). В 1870 г. открыт Смоленский вокзал (с 1871 – Брестский, с 1912 – Александровский, с 1917 – вновь Брестский, с 1922 – Белорусско-Балтийский, с 1936 – Белорусский). По состоянию на 1 января 2023 г. в Москве действуют станция Москва-Каланчёвская (1865; в её составе остановочный пункт Площадь трёх вокзалов, до 2022 – Каланчёвская) и остановочный пункт Рижская (1949) на построенной в 1870 г. Алексеевской соединительной линии между Курским и Белорусским вокзалами.
Начиная с 1870-х гг. вокруг Москвы начинает формироваться пояс дач, представлявших собой комплексы загородных домов, которые дворяне и зажиточные крестьяне сдавали приезжающим на отдых городским жителям, или специально построенные коттеджные посёлки. В связи с просьбами землевладельцев и дачников были построены такие станции и остановочные пункты, как Люблино (1870), Бутово (1871), Петровско-Разумовская (1874 – Петровско-Разумовское, 2020 – современное название), Кунцевская (1874 – Кунцево 1, 2019 – современное название), Вешняки (1879), Грачёвская (1893 – Ховрино, 2020 – современное название), Косино (1894), Плющево (1894 – Шереметево, 1930 – современное название), Ухтомская (1898 – Подосинки, 1918 – современное название), Текстильщики (1894 – Чесменская, 1925 – современное название).
Согласно данным Всероссийской переписи населения 1897 г., на территории Московской области насчитывалось 16 городов, в том числе 4 численностью населения свыше 10 тыс. человек – Серпухов, Коломна, Егорьевск, Богородск (современное название – Ногинск). В конце 19 – начале 20 вв. происходят формирование Московской городской агломерации и открытие сразу 4 вокзалов – Брянского (1899; с 1934 – Киевский), Павелецкого (в 1912 – 1941 – Саратовский), Виндавского (в 1930–1942 – Балтийский, в 1942–1946 – Ржевский, с 1946 – Рижский), Бутырского (с 1912 – Савёловский). В это же время на территории современной Москвы появляются станции Щербинка (1895), Внуково и Солнечная (обе – 1899), Москва-Товарная-Павелецкая, Коломенское, Бирюлёво-Товарное, Бирюлёво-Пассажирское (все 4 – 1900), Бескудниково, Марк, Подмосковная (все 3 – 1901), Лосиноостровская и Фили (обе – 1902), остановочные пункты Чухлинка (1897), Сортировочная (1898), Кокошкино, Крёкшино, Рассудово, Толстопальцево (все 4 – 1899), Востряково (1899, в 2010–2020 – Сколково, с 2020 – Мещерская), Зыково (1901, с 1930 – станция Гражданская, с 1990-х гг. – статус остановочного пункта), Подмосковная и Тушинская (обе – 1901) и ряд других. В 1900–1987 гг. на севере современной Москвы существовала соединительная Бескудниковская ветка (Бескудниково – Лосиноостровская; в 1945–1966 на ней действовали станция Институт пути и остановочные пункты Дзержинская, Отрадное, Слободка).
В 1908 г. начато регулярное движение по Малому кольцу Московской железной дороги; в его составе были построены 14 станций (Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьёвы Горы, Кутузово, Пресня, Серебряный Бор, Лихоборы, Владыкино, Ростокино) и 2 остановочных пункта (Потылиха, Военное Поле). В то же время открыли Митьковскую соединительную линию с грузовой станцией Митьково вблизи парка Сокольники.
Важнейшим этапом в развитии железных дорог Москвы стала электрификация, начавшаяся в конце 1920-х гг., одним из следствий которой является возникновение и развитие радиальной сети пригородных электропоездов. В этот период были открыты станции Красный Строитель (1929), Чертаново (1936), остановочные пункты Депо, Лось, Москва-3, Силикатная (все 4 – в 1929), Алабушево, Ростокино, Сетунь, Трикотажная (все 4 – 1932), Планерная (1932, с 2020 – Молжаниново), Фрезер (1932, с 2020 – современное название), Маленковская (1934), Серп и Молот (1936).
В 1943 г. на территории современной Новой Москвы был построен один из участков Большого Московского кольца железной дороги, с 1972 г. на нём действует станция Бекасово-Сортировочное – крупнейшая сортировочная станция в Европе (2021). В 1946 г. открылась станция Аэропорт (с первой в Москве специальной железнодорожной платформой для пассажиров, следующих в аэропорт).
Во 2-й половине 20 в. рост числа станций и остановочных пунктов замедлился; одновременно с этим начали появляться транспортно-пересадочные узлы, на которых организована короткая пересадка между Московским метрополитеном и железной дорогой, а именно: Электрозаводская (1949), Нижние Котлы (1958, с 2020 – Нагатинская), Выхино (1966). В 1965 г. построена линия в аэропорт Домодедово.
В конце 20 – начале 21 вв. железнодорожная сеть Москвы почти прекращает расти. В 2005 г. открыт участок длиной менее 4 км между станцией Аэропорт и остановочным пунктом Аэропорт Внуково, в 2008 г. – остановочный пункт Аэропорт Шереметьево. В 2013 г. впервые после 1991 г. построен участок железной дороги – около 2 км от станции Солнечная до остановочного пункта Новопеределкино. Значительную роль в модернизации железных дорог Москвы сыграло открытие Московского центрального кольца в 2016 г. (длина 54 км, 31 станция). Для организации новых удобных пересадок в городе созданы остановочные пункты Верхние Котлы и Новохохловская (обе – 2018), Волоколамская и Пенягино (оба – 2019), Курьяново, Санино, Славянский Бульвар, Остафьево (все 4 – 2020), Аминьевская и Щукинская (оба – 2021), Минская (2022).