Развитие трамвайной сети в Мельбурне
Развитие трамвайной сети в Мельбурне. Трамвайная сеть в г. Мельбурн (штат Виктория, Австралия) – крупнейшая в мире по общей протяжённости путей (свыше 250 км). Ширина колеи – 1435 мм (стандартная). Количество маршрутов – 24, остановок – 1,7 тыс.; депо – 9; парк – около 520 трамваев 9 классов; штат свыше 2,2 тыс. сотрудников, в том числе более 1,2 тыс. водителей; пассажиропоток – 5 тыс. человек в сутки (по состоянию на март 2022). На трамвай в Мельбурне приходится более 30 % всех поездок, совершаемых пассажирами на общественном транспорте в штате Виктория (205,4 млн из 605,9 млн поездок в 2018/2019, на 2‑м месте после поездов пригородного сообщения, обслуживающих агломерацию т. н. Большой Мельбурн). Сеть принадлежит правительству штата. Оператор – частная компания Yarra Trams (1997), входит во франко-австралийскую транспортную группу Keolis Downer (2009).
В 1883 г. в городе был учреждён Мельбурнский трамвайный трест с целью создания линий и электростанций для сети канатного трамвая. В 1884 г. появилась 1‑я конно-железная дорога (в 1884–1923 действовало 7 линий, находящихся под управлением разных организаций, первая закрылась в 1890). Подобный вид транспорта не получил широкого распространения и использовался на короткие расстояния. 11 ноября 1885 г. открылась 1-я линия на канатной тяге. Все запланированные трестом линии канатного трамвая были построены к 1891 г., пролегали по большинству главных городских улиц и по всем основным выездным дорогам; длина сети составляла 71 км. Электрические трамваи начали курсировать в 1889 г. с открытием линии длиной 3,6 км (существовала до 1896), сообщение приобрело постоянный характер с 1906 г. К началу 1920-х гг. протяжённость сети линий электрического трамвая достигла 56,3 км, парк – 100 машин. В 1919 г. для управления всей трамвайной системой путём объединения ряда организаций (преимущественно трестов, работавших в разных частях города) был создан специальный совет при правительстве штата – Melbourne & Metropolitan Tramways Board (M&MTB). С 1924 г. линии канатного трамвая постепенно переводились на электрическую тягу. Канатные трамваи действовали до конца октября 1940 г. В 1983 г. M&MTB был поглощён управлением городского транспорта (Metropolitan Transit Authority), которое в 1989 г. реорганизовано в корпорацию Public Transport Corporation. В ведении управления находились 684 трамвая, сеть в 220 км и штат около 5 тыс. сотрудников, обслуживающих систему. В 1990‑е гг. в результате приватизации корпорации было выделено несколько частных операторов трамвайных линий. В 2004 г. вся сеть перешла под управление компании Yarra Trams (Melbourne’s tram history // Yarra Trams).
В 2003 г. в здании бывшего трамвайного депо Хоторн (1916) в Мельбурне открыт музей, посвящённый истории местной трамвайной системы и её влиянию на развитие города. В музее представлено свыше 20 моделей отреставрированных трамвайных вагонов, в том числе W‑класса, семейства электрических трамваев, выпускавшихся в 1923–1956 гг. на заводе в Престоне (пригород в пределах агломерации, в 10 км от центра города) и являющихся символом города (Heritage tram collection at the Melbourne Tram Museum // Melbourne Tram Museum). 10 трамваев W-класса эксплуатируются на бесплатном кольцевом туристическом маршруте № 35 City Circle (с 1994), пролегающем в центре города вблизи ключевых достопримечательностей (март 2022).