Развитие трамвайной сети в Екатеринбурге
Развитие трамвайной сети в Екатеринбурге. Первое предложение о создании в Екатеринбурге трамвайной линии внёс на рассмотрение городской думы владелец «Товарищества электрического освещения» А. Д. Елтышев в 1896 г. В 1899 г. дума Екатеринбурга утвердила технические условия на строительство трамвая, однако проект не был реализован. Далее вопрос о постройке трамвайной линии в городе возникал в 1910 и 1916 гг., но проекты вновь не получили развития.
В 1920-е гг. Екатеринбург (в 1924–1991 Свердловск) стал центром Уральской области, его население быстро росло. В 1924 г. в городе началось регулярное автобусное движение, но оно не решило проблем с транспортом. В результате в апреле 1927 г. Свердловским облисполкомом было принято решение о строительстве трамвайной линии, проект был защищён Московским государственным электротехническим трестом в 1928 г.
Трамвайное движение в Свердловске было запущено в торжественной обстановке 7 ноября 1929 г. Первая линия пересекала центр города с юга на север от Цыганской площади (где ныне располагается Южное трамвайное депо) до железнодорожного вокзала, её протяжённость составила 13,4 км. Первые 10 трамваев для Свердловска были изготовлены на Мытищинском машиностроительном заводе.
В 1930-е гг. трамвайная сеть в Свердловске активно развивалась. Были введены в строй маршруты до крупнейших предприятий города: Верх-Исетского завода (1930; ныне «ВИЗ-Сталь»), Уральского завода тяжёлого машиностроения (1931 – однопутная, 1933 – двухпутная; ныне «Уралмашзавод»), Льнопрядильной ткацкой фабрики имени В. И. Ленина (1934; ныне не существует; располагалась рядом с Центральным парком культуры и отдыха имени В. В. Маяковского), Свердловской городской электростанции имени А. И. Рыкова (1935; ныне распределительная подстанция «Береговая»), основных жилых районов города: Втузгородка (1931), улицы Щорса (1934). Было запущено движение грузовых трамваев (1932), перевозивших детали для сборки техники, строительные материалы. В 1935 г. длина трамвайных линий составила 58,3 км, в начале 1941 г. в городе действовало 11 маршрутов, на которые выходило 123 вагона. Особой достопримечательностью трамвайной сети Свердловска в 1930-е гг. был голубой плацкартный вагон-экспресс, останавливавшийся только на центральных остановках и отличавшийся бо́льшим комфортом: каждому пассажиру в вагоне отводилось собственное сидячее место.
После начала Великой Отечественной войны бо́льшую часть городского автотранспорта мобилизовали на нужды фронта, и трамвай превратился в основной вид транспорта в городе. Было проложено около 20 тупиковых линий до предприятий и госпиталей, часть вагонов переоборудовали в санитарные. В связи с нехваткой трамваев в 1943 г. в Свердловск было эвакуировано 60 вагонов из блокадного Ленинграда.
После войны система развивалась в сторону окраин города на севере: до посёлка Эльмаш (1948), улицы Кушвинская (1949), посёлка станции Свердловск-Сортировочный (1949; ныне Екатеринбург-Сортировочный), района Семь ключей (1953); и на юге: до района Вторчермет (1949). В 1953 г. в Свердловске действовало 14 трамвайных маршрутов, общая протяжённость путей составила 83,1 км.
В 1958 г. в Свердловск прибыли первые чехословацкие трамваи модели Т2. Южное депо больше не могло вмещать весь трамвайный парк города, и было решено построить новое депо: Северное. Новое депо на 100 вагономест начало работу в 1959 г., его вторая очередь – в 1970 г.
В 1959 г. свердловский трамвай был переведён на бескондукторную систему оплаты по полуавтоматическим кассам, устанавливаемым в вагоне. В 1970-е гг. была введена абонентная система оплаты, сохранявшаяся до 1997 г.
Территория Свердловска увеличивалась, и открывались новые маршруты. Была построена линия в район Шарташ (1958), Соцгород Уралмаш опоясала кольцевая ветка (1964). Некоторые однопутные линии были расширены до двухпутных. В 1965 г. протяжённость трамвайных путей в Свердловске составила 128,9 км.
С конца 1960-х гг. трамваи постепенно перестали справляться с пассажиропотоком в активно растущем городе. Горисполкомом было принято решение об упразднении ряда остановок и удлинении перегонов, что должно было увеличить скорость движения трамваев. Тем не менее ни оптимизация транспортной сети, ни выпуск дополнительных составов в часы пик не улучшили ситуацию значительно. Именно в это время впервые возникла идея о создании в Свердловске метро.
В 1970-е гг. трамвайная сеть Свердловска продолжила развиваться. Было открыто движение по Уральской улице в Пионерском районе (1971), трамвайная линия связала районы Уралмаш и Сортировочный (1972), на юго-западе трамвай дошёл до Волгоградской улицы (1973), на юге – до Керамического завода (1977). В конце 1970-х гг. была демонтирована часть путей в центре города, у которых существовали линии-дублёры. В 1983 г. протяжённость трамвайных маршрутов в городе составила 171 км, в трамвайный парк входило 350 вагонов. В 1983 г. впервые в РСФСР свердловский трамвай начал регулироваться при помощи электронно-вычислительных машин. В связи с ростом трамвайного парка в 1984 г. было начато строительство Западного трамвайного депо в Юго-Западном районе на 150 вагономест. Депо было введено в строй 1 марта 1989 г.
В 1990-е гг. перед Екатеринбургским трамвайно-троллейбусным управлением возникла проблема обновления подвижного состава: практически весь трамвайный парк города составляли вагоны чехословацкой фирмы ČKD (Českomoravská-Kolben-Daněk), закупать у которой новые вагоны в условиях экономического кризиса было невыгодно. В результате при поддержке губернатора Свердловской области Э. Э. Росселя был создан консорциум «СПЕКТР», в который вошёл завод «Уралтрансмаш». В 1999 г. заводом был выпущен первый вагон модели 71-402 «СПЕКТР», пополнивший парк города. Производство вагонов этого типа велось до 2005 г., всего было выпущено 55 штук.
В 1998 г. начал работу Музей трамвайно-троллейбусного управления (ныне Музей предприятия «Городской транспорт»), в котором представлены восстановленные ретро-вагоны, ходившие в городе.
В 2010-е гг. возобновлено строительство новых трамвайных линий, открыты маршруты по улице Юлиуса Фучика до станции метро «Ботаническая» (2012), по улице Татищева (2017). В 2022 г. открыта первая в истории современной России междугородняя трамвайная линия, связавшая Екатеринбург и Верхнюю Пышму, длина маршрута составила 17,2 км.
По состоянию на 2023 г. трамвайная система Екатеринбурга – 3-я по протяжённости в России (после трамвайных систем Москвы и Санкт-Петербурга). Протяжённость пути составляет 188,4 км в однопутном исчислении. Действуют 3 депо. Работает 31 трамвайный маршрут. Действующий подвижной парк состоит из 436 пассажирских (из них 382 вагона производства фирмы ČKD и 54 вагона производства завода «Уралтрансмаш») и 54 служебных вагонов.